КИМ-10-50

КИМ-10-50. Фото

КИМ-10-50. Фото

КИМ-10-50. Фото

КИМ-10-50 — первый советский серийный малолитражный автомобиль. Годы выпуска - 1940-1941.

С середины 1938 года в прессе возобновились дискуссии о необходимости наладить в стране производство малолитражных легковых автомобилей. Итогом этих дискуссий стало совещание 27 августа 1938 года в Главном управлении Автопрома, на котором было предложено наладить выпуск малолитражек на московском филиале ГАЗа. 5 марта 1939 года вышел приказ Экономсовета при СНК СССР за №197 "О производстве малолитражных автомобилей", которым предусматривалась большая реконструкция автозавода имени КИМ, с его перевооружением по последнему слову техники и созданием мощностей по выпуску 50 тыс. малолитражных автомобилей в год. На заводе был организован собственный Конструкторско-экспериментальный отдел, продолживший разработку и доводку будущего объекта производства, начатую ещё во второй половине 1938 года конструкторами НАТИ и Горьковского автозавода (разработка кузова). Это была сравнительно легкая, простая и неприхотливая четырехместная машина классической компоновки (двигатель - спереди, ведущие колеса - задние), с двухдверным кузовом на отдельной раме, зависимой рессорной передней и задней подвеской, барабанными тормозами с механическим приводом, но с достаточно мощным двигателем в 30 л.с., способная развивать скорость до 90 км/ч. Её прототипом явился британский автомобиль модели "Форд-Префект" (Ford Prefect) 1939 года, основные конструктивные решения которой, во многом аналогичные уже выпускавшимся моделям ГАЗ-А и М-1, были признаны наиболее зарекомендовавшими себя в отечественных условиях (в том числе и по результатам испытаний зарубежных малолитражных автомобилей различных марок, проведенных на предпроектной стадии). Модели с закрытым кузовом был присвоен индекс КИМ-10-50, с открытым кузовом типа кабриолет - индекс КИМ-10-51.

Все проектные работы по двигателю и шасси вела группа конструкторов НАМИ, которую возглавлял Андрей Николаевич Островцев (в апреле 1939 он стал главным конструктором КИМ). При проектировании формы кузова КИМ был организован конкурс, в котором первое место заняла модель, сделанная горьковским художником-конструктором В. Бородским. По его модели в США фирма "BUDD" разработали чертежи кузова и изготовили штампы. В дальнейшем изготовление кузовов предполагалось осуществлять на автозаводе ГАЗ. Рессоры и рамы должен был делать ЗИС. Всего же в производстве КИМ-10-50 задействовано было 42 предприятия. Новому производству прочили выход на ежегодный выпуск до 50 тысяч экземпляров в самые сжатые сроки.

5-го апреля 1940-го года началось изготовление первых узлов малолитражек. При подготовке их производства заводом впервые в СССР была освоена прогрессивная технология газового цианирования деталей, а также технология окраски кузовов глифталевыми эмалями, требующими всего два покрытия вместо 5-6 нитролаками, при своей в 2-3 раза более высокой стойкости. 25 апреля в 18.00, почти на 4 месяца позже запланированного срока, с конвейера нового автозавода в торжественной обстановке сошел первый КИМ-10-50, а вслед за ним 26 и 27 апреля - ещё два. Через несколько дней все эти три автомобиля приняли участие в первомайской демонстрации на Красной площади. Однако произведены они были в основном по обходным технологиям. Завод, недоукомплектованный необходимым оборудованием и оснасткой и с незавершенной подготовкой производства на предприятиях-смежниках серийно выпускать новые автомобили ещё не мог.

Серийное производство было начато в апреле 1941 года и прекращено в конце июня того же года. В течение нескольких месяцев, до эвакуации завода в октябре 1941 года, выпускалась штабная модификация машины, с упрощенным кузовом и открытым верхом. В течение 1941 года планировалось произвести 50 тысяч машин. Всего в 1940—1941 годах было выпущено около 500 автомобилей.

Первые опытные образцы КИМ-10-50 имели фары обтекаемой формы, установленные на кронштейнах на передних крыльях. Серийный автомобиль сохранил принятую на опытных образцах форму кузова, крыльев, капота и облицовки радиатора, только фары были смонтированы на передней панели, как на позднейших автомобилях "Москвич-400-420"

КИМ-10-50. Фото

Кузов КИМ-10-50 — полунесущий, он прикреплен к очень легкой раме. Для доступа к задним сиденьям боковые двери были сделаны очень широкими, а спинки передних сидений откидывались вперед.

Кузов КИМ-10-50 имел немало новшеств. Двери автомобиля открывались не против движения, как на большинстве машин того времени, а по ходу движения автомобиля, что исключало распахивание двери на ходу встречным потоком воздуха, и, соответственно, повышало безопасность водителя и пассажира на переднем сидении. У него отсутствовала наружная подножка, как на других легковых автомобилях. Лобовое стекло было не плоским, а состояло из двух частей, расположенных под углом. На этом автомобиле впервые в отечественном автомобилестроении нашел применение капот аллигаторного типа (как впоследствии на «Победе») вместо распространённых тогда капотов с подъёмными боковинами. Салон малолитражки был оснащен часами, что встречалось тогда только на автомобилях высшего класса. Запасное колесо разместили горизонтально в специальную нишу в задней части кузова, под багажником. На КИМ-10-50, вслед за ЗИС-101, нашли применение синхронизаторы на высших передачах. Среди других новинок следует упомянуть тонкостенные двухслойные вкладыши подшипников коленчатого вала двигателя, центробежный автомат опережения зажигания, стеклоочиститель, работающий под воздействием разрежения во впускной трубе двигателя.

Двигатель и шасси отличались простотой, дешевизной и долговечностью. Нижнеклапанный двигатель, взаимозависимая подвеска колес на двух поперечных рессорах, механический привод барабанных тормозов, отдельная рама в то время использовались в конструкциях многих малолитражек. Диски колёс снабжены отверстиями (с отбортовкой) и довольно крупными колпаками, на которых выштамповано и окрашено в красный цвет углубление со светлыми буквами «КИМ».

Первые опытные образцы КИМ-10-50 имели фары обтекаемой формы, установленные на кронштейнах на передних крыльях. Указатели поворотов - в виде выбрасывающихся стрелок-семафоров. Дверные петли выступали из поверхности кузова. Бамперы очень простой формы крепились четырьмя заклёпками к пластинам-рессорам; в середине переднего бампера — отверстие для заводной рукоятки. Вместо подфарников использовались дополнительные лампочки в фарах. Автомобиль окрашивали в ярко-красный, черный, серо-зелёный или темно-зелёный цвета. Обивка была из ткани бежевого цвета.

Существует несколько версий отказа от производства этой модели. По одной версии, техническим несовершенством машины возмутились герои, которым достались первые образцы «КИМов». По другой версии – виной всему был журналист газеты "Известия", побывавший на заводе осенью 1940 года. После посещения завода им была написана статья о старте производства, а на деле машина при этом к производству была совершенно не подготовлена. Сталин потребовал машины к осмотру, удивившись, что готовится выпуск новой модели, не одобренной им. Говорят, что во время осмотра, вождь уселся на переднее сиденье и предложил автозаводцам составить ему компанию. Но когда шофер попытался дать им протиснуться на заднее сиденье, сидящий рядом Сталин остановил его: «Сидите, товарищ». Это был приговор, и аргументы авторов машины в пользу двухдверных авто уже ничего не могли решить. Якобы именно после этих событий на модификации КИМ-10-50 поставили крест, а на ГАЗе срочно перепроектировали кузов в четырехдверный, получивший обозначение КИМ-10-52 (началу серийного выпуска КИМ-10-52 помешала война - всего было сделано 2 экземпляра), а вот из уже отштампованных примерно пятисот комплектов собрали-таки товарные машины. Большей частью это были седаны, хотя помимо них завод изготовил еще и небольшое количество фаэтонов КИМ-10-51.

Всего сохранилось не более 6 экземпляров этого автомобиля. Прекрасно сохранившийся КИМ 10-50 находится в музее АЗЛК.

КИМ-10-50. Фото

КИМ-10-50. Фото

Технические характеристики КИМ-10-50

Колесная формула 4X2
Длина 3960 мм
Ширина 1480 мм
Высота 1650 мм
База 2385 мм
Число мест 4
Дорожный просвет 210мм
Снаряженная масса 840 кг
Максимальная скорость 90 км/ч
Колея передних колёс 1145мм
Колея задних колёс 1145мм
Радиус поворота 6,3 м
Вес без нагрузки 840кг
Число передач 3
Размер шин 5,00-16
Ёмкость топливного бака 32 л
Расход топлива 9 л/100км
Двигатель
Число цилиндров 4
Рабочий объем 1172 см3
Мощность 26 л. с. при 3800 об/мин
Клапанный механизм SV
Диаметр цилиндра/Ход поршня 63,5/92,5 мм
Степень сжатия 5,75 : 1
Карбюратор MЛ-1