"Москвич - 2140"

"Москвич - 2140". Фото

"Москвич-2140" - советский легковой автомобиль малого класса с типом кузова седан. Серийно выпускался на Автозаводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК) в 1976 - 1988 гг. Последний автомобиль модели "Москвич-2140" сошел с главного конвейера АЗЛК 8 июля 1988 года. "Москвич-2140" - глубоко модернизированный вариант модели "Москвич-412". На "Москвич-2140" ставили двигатели УМЗ-412 рабочим объёмом 1,5 л., в отличии от модели 2138, комплектовавшихся двигателем 1,4 л. от Москвич-408.

В 60-е годы с целью увеличения производства легковых автомобилей в СССР до 700-800 тысяч машин в год, Совет министров принял постановление, в котором, помимо постройки ВАЗа и организации автомобильного производства в Ижевске, предусматривалась коренная реконструкция завода МЗМА позволяющая увеличить ежегодное производство " Москвичей" в 2-3 раза. В ходе реконструкции 1968-1971 годов рядом со старым был построен новый завод АЗЛК. Однако к моменту его ввода в действие новый автомобиль не успели закончить, и производственное оборудование закупали и устанавливали под выпуск "Москвича-412". Перестраивать новый завод в ближайшем будущем никто бы не разрешил, поэтому заводчанам пришлось в очередной раз модернизировать экстерьер, интерьер и второстепенные детали "Москвича-412". При этом, оставалась главным то, что любые изменения в "Москвиче" не должны затрагивать расположения основных узлов и агрегатов, размерности днища, крыши и дверей.

К концу 70 годов конструкция автомобилей  "Москвич-412" и "Москвич-408", в это время находящиеся на производственных конвейерах завода, уже сильно устарела. Это хорошо  понимали инженеры завода. Попытки разработки принципиально нового автомобиля (Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С), промежуточного по классу между "Москвичом" и "Волгой", из-за недостатка финансирования и целого ряда иных проблем успехом не увенчались. Экспорт "Москвичей" быстро сокращался. "Москвичи" отличались ещё вполне современным двигателем и, отчасти, шасси, но имели устаревший кузов и архаичное оборудование салона.

Разработка модернизированной машины с условным индексом "Москвич-412Н" проходила под руководством нового главного конструктора АЗЛК Игоря Константиновича Чарноцкого.

Работы были начаты в 1975 году. С самого начала велась модернизация кузова для обоих семейств - "Москвич-1500" и "Москвич-1360", являвшихся логическим продолжением хорошо известных и давно производившихся моделей  "Москвич-412" и "Москвич-408". Агрегаты и узлы базовых машин, за исключением двигателя и сцепления, предусматривались одинаковыми.

Первые серийные "Москвич-412" начали сходить с конвейера в 1976 году. Позднее, уже после начала выпуска началась разработка модификации "Люкс" (SL), в первую очередь нацеленной на экспортные рынки.

В общем сохранив конструкцию модели "Москвич-412", автомобиль получил более современный и лучше отделанный салон (особенно в версии SL), улучшенное внешнее оформление, смотревшееся во второй половине семидесятых годов относительно уместно, более совершенную и эффективную систему тормозов с дисковыми механизмами спереди. Однако за вычетом косметических изменений автомобиль сохранял кузов своего предшественника.

Замена металлической облицовки радиатора на черную пластмассовую и незначительное изменения формы передних крыльев значительно изменило облик "Москвича". Современный вид машины так же достигался и за счет отказа от "плавников" на задних крыльях, что позволило совсем иначе оформить заднюю часть автомобиля, где фонари новой формы оказались внутри хромированной рамки на черном фоне. Пространство между этой рамкой и задним бампером функционально оправдали слева фонарь заднего хода, а справа декоративная табличка с указанием рабочего объема установленного двигателя. На задних крыльях появилась пластмассовая решетка, закрывающая вентиляционные отверстия, а на передних – шильдик Moskvitch-1500. Дверные ручки сделали утопленными, лаконичными по форме и безопасными. Надо отдать должное конструкторам, что этих минимальных изменений оказалось достаточно для того, чтобы подтянуть внешность машины к необходимому уровню, сделать ее более современной.

Система световой сигнализации пополнилась аварийной сигнализацией (Система аварийной сигнализации появилась на "Москвиче" раньше, чем на "Жигулях"; стоп-сигналы и указатели поворотов днем горели более ярко, ночью же для предотвращения ослепления водителей сзади идущих машин - слабее, переход на "ночной" режим происходил автоматически при включении наружного освещения.

Куда более заметной модернизации подвергся салон. На обновленной передней панели, переходящей, в некое подобие консоли, появилась совершенно новая комбинация приборов с круглыми циферблатами. Обновилась обшивка дверей, изменились сиденья, ставшие более эргономичными: передние обрели регулируемые по высоте подголовники и "анатомический" профиль сечения, а спинка заднего стала шире. Окончательный вариант модернизированного автомобиля, получивший по новому ГОСТу индекс "Москвич-2140", был готов в середине 1974 года и демонстрировался на юбилейной выставке "Автопром-74". Высокая степень унификации с "412-м" позволила осваивать производство в несколько этапов. Сначала, в октябре-ноябре 1975-го, с конвейера пошли машины с новыми задними крыльями , панелью задка и багажником, а в январе 1976-го обновились передние крылья, облицовка, капот, бамперы, панель приборов. Еще в течение месяца осваивали новые двери и сиденья. Потом последовали рулевая колонка, руль, переключатель света и сигнала поворота и в последнюю очередь обивка потолка.

В самом начале 80-х, "Москвич-2140" подвергся очередному незначительному рестайлингу. Сначала металлические с резиновыми накладками клыки бамперов уступили место монолитным полиуретановым (1977 год). Затем последовал целый ряд изменений: исчезла хромированная окантовка, обрамляющая облицовку радиатора с фарами, а вместе с ней и эмблема автозавода в виде щита – её заменил лаконичный знак с надписью "АЗЛК" или "AZLK". Так же пропало черное поле между задними фонарями и сократилось количество шильдиков – их сняли с передних крыльев и из-под заднего правого фонаря. Эта модификация получила индекс 2140-01.

В 1985 году углы бамперов начали делать из черного пластика. Слегка изменилась форма декоративной решётки на задних крыльях: ее боковые стороны стали слегка скругленными. Характерные для " 412-го" стояночные огни в верхней части задних стоек крыши вначале были заменены техническими заглушками, так называемыми " погонами". В 1987 году исчезли и они. С началом выпуска люксовой модификации, "Москвича- 2140SL" отказались и от форточек передних дверей, а разработанный для SL руль начали ставить на все "Москвичи". При этом никогда не существовало четкого разделения "сороковых" на модификации "до" и "после" рестайлинга. Изменения вводились в 1981-1984 годах и постепенно проявлялись на "Москвичах" в самых разных сочетаниях.

"Москвич-2140SL" - представляет собой модификацию "Люкс" базовой модели. По составляющим частям он унифицирован с ней на 94%, благодаря чему удешевляются производство и ремонт автомобиля. Он сохранил от "Москвича-2140" надежный двигатель, современной конструкции сцепление диафрагменного типа, а также тормозную систему соответствующую международным требованиям, травмобезопасную рулевую колонку, совершенную трехступенчатую систему глушения выпуска и прочный несущий кузов. На новой машине установлен карбюратор "Озон" производства ДААЗ, современный прерыватель-распределитель Р147, выпускаемый по лицензии "Bosh", которые обеспечивают более экономичную работу двигателя. Основные внешние отличия новой модификации от базовой модели заключаются в изменении интерьера, передней и задней частей кузова. Среди этих отличий прежде всего передний и задний буфера, впервые в практике автомобилестроения CCСР изготовленные из пластмассы (поликарбонат типа "лексан").

Серьезным изменением в конструкции, по сравнению с "Москвичом-412" явилась модернизация тормозной системы. Передние тормоза стали дисковыми, их скобы имели по 2 пары рабочих цилиндров, подключенных к двум независимым контурам гидропривода. Кроме того важным новшеством в тормозной системе "Москвича-2140" был компактный и более надежный вакуумный усилитель тормозов, вместо гидровакуумного. Его сделали по лицензии английской фирмы Girling и внедрили уже в конце 1975 года на переходных машинах. Но производство этого узла в СССР освоили только в середине 1976-го, поэтому примерно полгода на конвейер поставляли усилители, изготовленные непосредственно самой фирмой Girling.

Двигатель "Москвича-412" выпускавшийся в Уфе, в 70-е и даже 80-е годы был еще вполне современным и обеспечивал достойную для тех лет динамику. Самым консервативным узлом остался карбюратор К-126Н Ленинградского карбюраторного завода, разработанный в 60-е годы. С 1976 года, часть "Москвичей-2140" оснащали адаптированным под уфимский двигатель карбюратором от "Жигулей" ДААЗ-2101-412. В начале 80-х на смену ему пришел ДААЗ-2140 из семейства карбюраторов "Озон" разработки НАМИ, аналог применявшихся с 1979 года на всех "Жигулях". Серию "Озон" рассчитывали с учетом ужесточившихся международных экологических нормативов.

Однако на всю производственную программу АЗЛК 75-сильных двигателей не хватало, так как выпуск "Москвичей" год от года увеличивали и в Ижевске, поэтому в Москве решили пока не отказываться от использования старого 50-сильного мотора, выпускавшегося для "Москвича-408". Такая модель получила индекс 2138 и большим успехом у покупателей не пользовалась. Тем не менее, она позволила некоторое время поддерживать объемы выпуска новых автомобилей на должном уровне, но как только поставки новых агрегатов возросли, от ее производства отказались.

Первое время новый "Москвич" более или менее успешно конкурировал на внутреннем рынке с продукцией ВАЗа: неприхотливость и выносливость давали ему определенное преимущество перед "Жигулями", особенно в селах и малых городах. Но навязанная Министерством автомобильного транспорта и Госпланом гонка за "валом" (в 1980 году завод достиг собственного рекорда – 188 000 машин) сказалась на качестве сборки – оно сильно ухудшилось. В то же время постоянно ширился модельный ряд надежных и элегантных машин, произведенных в Тольятти. Нет ничего удивительного в том, что к середине восьмидесятых спрос на "Москвичи" начал падать даже в СССР, где традиционно ощущался дефицит легковых автомобилей. При сохранении в стране очередей на приобретение "Жигулей" и иных популярных отечественных автомобилей, Москвичи с 1984 года появились в столице в свободной продаже (для жителей Москвы и Подмосковья). Впрочем, выход нашли легко и быстро: "Москвичи" хлынули на государственную службу, в том числе в милицию и такси. Ситуация с качеством отчасти улучшилась лишь к 1988 году, после возвращения на завод в должности генерального директора В.П.Коломникова, добившегося существенного повышения качества "Москвичей" - уже в 1987-ом году на них вновь записывались в очередь даже жители Москвы. Правда записаться на "Москвич" было намного проще чем, на "Жигули". Не лучше обстояли дела и на внешнем рынке. Зарубежные покупатели достаточно быстро разобрались в потребительских характеристиках нового "Москвича". Продукция АЗЛК стремительно теряла былую популярность. По некоторым данным , в начале 80-х объем годового экспорта снизился до 20 тысяч машин. Не спасло положение и появление "люксовой" версии автомобиля, созданной именно в надежде укрепить экспортные позиции.

Производственной базовой модели "сорокового" было остановлено в 1988 году по личному распоряжению директора "с целью ускорения массового производства новой переднеприводной модели "Москвич-2141". Последний автомобиль модели "Москвич-2140" с номером шасси 818096 (цифра соответствовала общему количеству произведенных машин данной модификации) сошел с главного конвейера АЗЛК 8 июля 1988 года.

Модификации "Москвич-2140"

Расшифровка обозначения модели: 214000-000-412Э_-ББ где 2140000 это модель, 000/001 - комплектация (различалась отделкой (ткань/велюр), наличием фароочистки, такси, люкс, потом код двигателя, ББ - код карбюратора.

  • "Москвич - 2140" - базовый седан семейства "1500". Производился в 1976-1988 гг.;
  • "Москвич - 2140-01" - В 1982 году "Москвич-2140" прошёл небольшую модернизацию: на передних дверях исчезли форточки, была изменена конструкция бамперов, упрощена отделка кузова - удалены хромированные молдинги и шильдики, а также отделка хромом решётки радиатора, добавлен подлокотник. Кроме того, крупная заводская эмблема в виде щита на решётке радиатора была заменена скупой надписью "АЗЛК". Эта модификация получила индекс 2140-01.
  • "Москвич - 2140Д" - модификация седана с дефорсированным двигателем под бензин А-76. Особо дефицитная модификация из-за относительной дешевизны и большей распространенности 76-го бензина (особенно в провинции);
  • "Москвич - 21406(214007)" - экспортная модификация;
  • "Москвич - 2140-117" (Москвич-1500 SL)- версия "Люкс". Автомобиль получил новую - так называемую "низкую" - приборную панель и иную отделку салона, производства югославской фирмы "Сатурнус" (Saturnus), а также - новые задние фонари, более широкие пластиковые бамперы (своей массивностью напоминавшие устанавливавшиеся на версии европейских автомобилей для американского рынка и делавшие машину несколько неуклюжей) с хромированными накладками и молдинги, также югославского производства. Отдельные партии автомобилей данной модификации впервые в отечественной практике окрашивали "металликом". Именно Москвич-1500SL в 80-х стал основной экспортной продукцией АЗЛК, если не считать сборочных комплектов М-2140 для НРБ, но особого распространения за пределами рынков стран СЭВ не получил. Производилась с ноября 1980г. по 1987 г.;

Москвич - 2140-117, Москвич-1500 SL. Фото

  • "Москвич - 21406(7)-117" - версия "Люкс" экспортная модификация;
  • "Москвич - 2140-121" - модификация такси, с дефорсированным двигателем под бензин А-76, таксометром и обивкой из кожзаменителя. Производилась в 1982-1987 гг.;
  • "Москвич - 21403" - модификация с ручным управлением для инвалидов, с двигателем УЗАМ-412Д. Ручные рычаги тормоза и сцепления находились по обе стороны от рулевого колеса. Это принуждало выпускать руль из рук при одновременном их нажатии. Производилась с ноября 1979 по 1987 гг.
  • "Москвич - 21406" - модификация для сельской местности с дефорсированным двигателем УЗАМ-412Д (68 л.с.) работавшим на низкооктановом бензине А-76, барабанными тормозами всех колёс, позволявшими применять тормозную жидкость БСК, не столь дефицитную в деревнях, как "Нева", усиленной рессорной подвеской и буксировочными проушинами. Позднее автомобиль мог комплектоваться и дисковыми передними тормозными механизмами. Внешне такие машины отличались отсутствием декоративных колпаков на колёсах. Производилась в 1978-1987 гг.;
  • " Москвич - 21401" - модификация для медицинской службы;
  • "Москвич - 21402" - экспортная модификация с правым рулём. Модификация М-214026 предназначалась для умеренного, а М-214027 для тропического климата;
  • "Москвич - 2315" - коммерческая модификация с кузовом пикап, собиравшаяся мелкими партиями в 1984-1988 гг. на базе бракованных кузовов седан и универсал;
  • " Москвич - 2137" - базовый универсал семейства "1500" с двигателем УЗАМ-412 (ранее  модель 427). Производился в 1976-1985 гг.;

  • "Москвич - 2734" - коммерческий фургон с двигателем УЗАМ-412 (ранее  модель 434). Производился в 1976-1981 гг
  • "Москвич - 2733" - коммерческий фургон с двигателем М-408 (ранее  модель 433). Производился в 1976-1981 гг.

"Москвич - 2734" и "Москвич - 2733". Фото

"Москвич - 2734" и "Москвич - 2733"

  • "Москвич - 2138" - базовый седан с двигателем М-408. Производился в 1976-1981 гг.;
  • "Москвич - 21381" - модификация для медицинской службы. Производилась в 1976-1981 гг.;
  • "Москвич - 2136" - универсал с двигателем М-408 (ранее  модель 426). Универсал серийно и не выпускали, лишь в 1976 году был изготовлен единственный опытный экземпляр;
  • "Moskvitch 1600 Rallye" - раллийная модификация, омологированная в 1976 году по международной группе 2, класс 8 (до 1600 куб.см.). Основные отличия от базовой модели - форсированный двигатель 412-2В (412Г) с двухвальной восьмиклапанной ГБЦ, объёмом 1.6 литра, мощностью 130 л.с., принципиально новая коробка передач КП-9 либо КП-10. Факт официальной омологации данной модификации является весьма занимательным - дело в том, что по группе 2 омологировались серийные машины с доработками, причем тираж омологируемых автомобилей должен составлять не менее 1000 штук, однако ни двигатель с двумя распределительными валами, ни коробки передач КП-9 и КП-10 серийными агрегатами не являлись и не устанавливались на серийные машины. На данной машине Стасис Брундза в 1976 году принял участие в ралли "1000 озер" в Финляндии. Финишировать Брундзе не удалось в результате аварии.

"Moskvitch 1600 Rallye". Фото

  • "AZLK 1600 SL RALLYE" - раллийная модификация, омологированная в 1983 году по международной группе А6 (до 1600 куб.см.). Основные отличия от базовой модели - форсированный двигатель объёмом 1.6 литра, мощностью 145 л.с. (использовались сдвоенные карбюраторы Weber 45DCOE), КПП КП-9, 2 амортизатора на каждое колесо, передние дисковые тормоза с четырехпоршневыми суппортами, передние и задние стабилизаторы поперечной устойчивости, на заднем мосту автомобиля был установлен параллелограмм Уатта. На SL RALLYE советские раллисты неоднократно принимали участие в зарубежных соревнованиях, в частности, югославском ралли "Сатурнус", стабильно занимая места в первой десятке финишировавших. В 1985 году на ралли "1000 озер" в Финляндии, Валерий Филимонов, пилотируя данный автомобиль, занял 26-е место в абсолютном зачёте, и третье место в классе автомобилей с объёмом двигателя до 1.6 литра.

Габаритные размеры "Москвич-2140"

Габаритные размеры "Москвич-2140". Фото

Технические характеристики "Москвич-2140"

Тип кузова: Седан
Количество дверей: 4
Количество мест: 5
Размеры, масса, объем "Москвич-2140"
Длина автомобиля: 4250 мм
Ширина автомобиля: 1550 мм
Высота: 1480 мм
Колесная база: 2400 мм
Колея колес, передних/задних: 1270/1270 мм
Клиренс: 173 мм
Снаряженная масса: 1045 кг
Объем топливного бака: 46 л
Двигатель "Москвич-2140"
Расположение двигателя: Спереди, продольно
Рабочий объем: 1479 см3
Число цилиндров: 4
Расположение цилиндров: Рядный
Количество клапанов на цилиндр: 2
Система питания: Карбюратор
Мощность: 75 при 5800 л.с. при об/мин.
Крутящий момент: 108 при 3800 Н•м при об/мин.
Расход топлива "Москвич-2140"
Средний расход топлива: 10.2 л/100 км
Расход топлива в городе: 10.3 л/100 км
Расход топлива на трассе: 7.4 л/100 км
Тип и марка топлива: Бензин АИ-92
Трансмиссия Москвич 2140 1.5
Тип привода: Задний
Тип коробки: МКПП
Рулевое управление "Москвич-2140"
Тип: Глобоидально-червячный
Ходовая часть "Москвич-2140"
Передняя подвеска: Двойной поперечный рычаг
Задняя подвеска: Неразъемная балка моста
Тормоза передние: Дисковые
Тормоза задние: Барабанные
Шины, стандартная комплектация: 165/80R13
Динамические характеристики "Москвич-2140"
Разгон с места до 100 км/ч: 19.0 с
Максимальная скорость: 142 км/ч