М-400-420

М-400-420. Фото

Москвич М-400-420 - советский малолитражный легковой автомобиль. Годы выпуска и объем: за1947 год удалось выпустить 1501 автомобиль, в 1948-м- 6706, в 1949-м - 19806.

За пртотип М-400-420 был взят автомобиль Опель-Кадет К-38, имевший более прогрессивную конструкцию, чем устаревший КИМ-10 (в частности, несущий кузов без отдельной рамы, гидравлический привод тормозов вместо механического и оригинальную независимую подвеску передних колес вместо зависимой у КИМ-10). При этом руководство страны рассчитывало по максимуму использовать трофейные техдокументацию, оснастку и оборудование, которые предполагалось вывезти из Германии г.Рюссельхайм, где располагался производивший эти автомобили завод Опеля. С этой целью уже в начале июня того же 1945 года Управлением Автопрома в Германию была командирована большая группа специалистов МЗМА (46 человек).

В ходе послевоенного раздела побежденной Германии завод «Опель» в Рюссельсхайме, где до войны делали «Кадеты», остался в американской зоне оккупации. Но на Берлинской конференции летом 1945 года Советский Союз получил право на промышленное оборудования, оставшегося в Западной Германии, – в том числе и на три из двадцати пяти имевшихся в американской зоне автозаводов. Это были предприятия «Даймлер-Бенц» в Штутгарте, «Бюссинг» в Брауншвейге и тот самый рюссельсхаймский завод «Опель».

Когда в Рюссельсхайм прибыли советские специалисты, оказалось, что вывозить оттуда уже почти нечего. Во-первых, серийное производство легковушек свернули еще в 1940 году; а во-вторых, во время войны завод производил различную военную технику, в частности – комплектующие для самолетов «Юнкерс». Поэтому в августе 1944 года бомбардировки англо-американской авиации превратили его в развалины.

И все же часть оборудования уцелела, поскольку еще в 1940 году все «ненужное» для изготовления самолетов рачительные немцы демонтировали и спрятали. В тайниках удалось обнаружить оснастку для изготовления узлов шасси и кузова, но – лишь для 2–дверного «Кадета», который был дешевле и до войны пользовался в Германии в 2,5 раза большим спросом.

16 июня 1945 года в Кремле состоялся большой смотр перспективных образцов отечественной автомобильной техники, где в числе прочих образцов руководству Партии и Правительства были предъявлены образцы модернизированного КИМ-10-52 и трофейного Опель-Кадет К-38. В процессе осмотра этих образцов Иосифом Виссарионовичем Сталиным было окончательно принято и озвучено решение о постановке на производство на МЗМА автомобиля Опель-Кадет в его существующем виде ( 4–дверный вариант), несмотря на уже выявленный ряд слабых мест в конструкции его двигателя и трансмиссии.

Конструкторам и технологам МЗМА пришлось переработать весь автомобиль. Дело в том, что Opel уже тогда принадлежал GM, поэтому весь крепеж, вся арматура была дюймовой. Нужно было в кратчайшие сроки заменить все на отечественные аналоги в метрической системе. Одновременно с этим в конструкцию вносились изменения.

На автомобиль не сохранилось кузовной оснастки, был минимум чертежей и только несколько трофейных образцов «Кадет-К38». Наладить производство силами специалистов МЗМА было делом очень трудным. Поэтому к «разработке» «Москвича» решили привлечь самих немцев. Такая практика уже имела место: с лета 1945 года при Советской военной администрации в Германии (СВАГ) создавались смешанные «трудовые коллективы», в которых под началом советских специалистов (как правило – в погонах) работали немецкие инженеры и рабочие, причем – не как военнопленные, а как наемные работники, получая хорошую зарплату и продуктовые пайки.

26 августа 1945 года Постановлением Государственного Комитета Обороны СССР № 9905 были утверждены опытный образец и техническая характеристика нового объекта производства. Завод приступил к освоению производства своего первого послевоенного автомобиля модели М-400. По предложению Заместителя главного конструктора О.В.Дыбова новый автомобиль получил название "Москвич" в честь приближающегося 800-летия столицы. В процессе подготовки его производства из Германии было вывезено в Москву 539 единиц репарационного оборудования.

В соответствии с Приказом Наркома Среднего Машиностроения №541 от 23 октября 1945 года "О подготовке и обслуживании производства и выпуска малолитражных автомобилей "Москвич" в 1946 году заводу предписывалось в срок до 1 ноября 1945 года сдать в подготовку производства чертежи шасси, в срок до 20 января 1946 года - чертежи заново разработанного четырехдверного кузова, а в срок до 25 декабря 1945 года - завершить разработку технологического процесса. Выпуск первых пяти автомобилей по графику подготовки производства намечался на июль 1946 года. Однако, в связи с многочисленными задержками подготовки производства на заводах-смежниках и в связи со сложностями в организации ремонта крайне разнотипного (в том числе репарационного) заводского оборудования Приказом Министра Автотракторной промышленности СССР №368 от 17 августа 1946 года начало производства было перенесено на VI-й квартал 1946 года.

Автомобили «Москвич» 400-го семейства несли двойной индекс: первое число означало модель двигателя, а второе — модификацию кузова. Базовая модификация кузова – четырехдверный седан – обозначалась индексом «420»

Первый серийный автомобиль модели М-400 (М-400-420) вышел из ворот сборочного цеха завода в ночь с 8 на 9 декабря 1946 года. 28 апреля 1947 года был организован осмотр нового "Москвича" в числе автомобилей других марок руководителями Партии и Правительства. Машина была одобрена и утверждена к массовому производству.

Москвич М-400-420. Фото

Новый автомобиль М-400-420 отличался от «Опеля» разве что усиленным генератором (100 Вт против 90), регулировочными данными и меньшей максимальной скоростью. Машина выпускалась на рюссельхаймской производственной линии, вывезенной СССР из побежденной Германии в 1945 году. Рычаг переключения передач до 1951 года размещался на верхней крышке коробки передач, а позже был перенесен на рулевую колонку. Сама коробка была трехступенчатой с несинхронизированной первой передачей. Необычной чертой машины являлась независимая подвеска передних колес типа Дюбонне. Названная по имени изобретателя, французского гонщика 20-х годов ХХ века, она обеспечивала колесу качание в плоскости, параллельной продольной оси машины. Фиксировали колесо два продольных рычага. Один действовал на пружину, заключенную в цилиндрический корпус, где размещался гидравлический амортизатор одностороннего действия. Этот кожух одновременно служил резервуаром амортизаторной жидкости и мог поворачиваться относительно шкворня. Другой рычаг, шарнирно соединенный с корпусом, передавал на него реактивные усилия при торможении, когда колесо вместе с тормозными колодками и их опорным диском стремилось повернуться относительно первого рычага. Подвеска задних колес на продольных полуэллиптических рессорах представляла конструкцию, традиционную для многих десятилетий автомобильной техники. А вот тормоза были нестандартными. На Москвиче чугунный тормозной барабан одновременно служил и ступицей, и диском колеса. Барабан сидел непосредственно на шариковых подшипниках цапфы передней подвески или же на конической шейке полуоси заднего моста. Шпильки крепления колеса были вынесены на максимально допустимый конструкцией диаметр. Поэтому колесо, вместо привычного нам сегодня диска, практически имело лишь обод с гнездами для гаек. В целом избранная конструкция подвески, тормозного барабана и колеса обеспечивала малую массу неподрессоренных деталей, что положительно сказывалось на устойчивости машины.

Из других особенностей конструкции стоит отметить отсутствие салонного отопителя («печки»). Стеклоочиститель приводился в движение гибким валом от двигателя. Это, на первый взгляд рациональное, решение имело один важный минус. В сильный дождь или снег, когда дорога становилась скользкой и невольно приходилось идти на малой скорости, вследствие малого числа оборотов двигателя «дворники» работали медленно и не успевали очищать стекло.

 

Москвич М-400-420. Фото

 

Конструкция автомобиля постоянно совершенствовалась. Вот только некоторые из заметных изменений экстерьера и интерьера: до января 1948 на левом кронштейне переднего бампера крепился звуковой сигнал; до июля 1951 года КПП имела напольное управление, затем, в целях улучшения эргономики, ее рычаг перевели под рулевое колесо, связав с коробкой системой валов, менявшейся в январе 1954 г, и тяг; с июля 1951 года ножка заднего фонаря значительно укоротилась, в стандартную заводскую комплектацию вошли указатели поворотов; в июле 1952 года рычаг ручного тормоза перекочевал с пола под торпедо, для чего возле стойки левой передней двери добавили кронштейн.

Модификации:

  • М-400-420 - Седан
  • М-400-420A - Кабриолет. Период выпуска1949-1952 г.г. Выпущено 17 742 экземпляров. Основная причина выпуска этой модели – нехватка стального листа для производства больших кузовных панелей. У этой модификации скатывалась только матерчатый верх крыши. С целью усиления ослабленного после удаления крыши кузова, были внесены следующие изменения: брусьям верхнего обвода дверей придали замкнутое сечение, ввели диагональные раскосы в нижней части пола, а также усилители в верхней части передней стойки и ряде других мест. Следует отметить, что из-за недолговечности тента, который очень быстро перетирался в местах сгибов и во время дождя вода попадала в салон, модель была не очень распространена и вскоре была снята с производства. Автомобилей данной модификации до наших дней сохранилось ничтожно мало. Причиной тому – ослабленная конструкция машины и ее малый тираж.

М-400-420а. Фото

  • M-400-421 - Универсал (Опытный). Помимо фургона Москвич 400(401)-422 завод намеревался выпускать автомобиль с пятидверным кузовом типа универсал аналогичной конструкции, с использованием деревянных комплектующих. В 1947 году было построено несколько опытных образцов, но в серию машина не пошла.

M-400-421. Фото

  • М-400-422 - Фургон. Кузов фургона был изготовлен из фанеры и брусков. В отдельном варианте он мог быть обит жестью, отчего становился гораздо долговечнее. Использовался автомобиль в основном для перевозки почты и, что любопытно, контейнеров с монетами для телефонов-автоматов. Фургоны, имевшие несущий пол, обильно нагруженный деревом, были рассчитаны на небольшой срок эксплуатации. Когда машины изнашивались, их передавали в школы, в автоклассы, где учащиеся знакомились по ним с устройством автомобиля.

М-400-422 - Фургон. Фото

 

Габаритные размеры Москвича М-400-420

 

Габаритные размеры Москвича М-400-420. Фото

Технические характеристики Москвича М-400-420

Общие данные

Количество мест 4
Снаряжённая масса, кг 855
Допустимая полная масса, кг 1155
Разгон 0-80, с 55
Максимальная скорость, км/ч 90

Размеры

Длина, мм 3855
Ширина, мм 1400
Высота, мм 1555
База, мм 2340
Колея передних колёс, мм 1105
Колея задних колёс, мм 1170
Дорожный просвет, мм 200
Мах скорость, км/ч 90

Двигатель

Марка МЗМА 400
Расположение двигателя спереди, продольно
Тип топлива бензин А-66
Число цилиндров 4
Расположение цилиндров рядный
Диаметр цилиндра, мм 67.5
Ход поршня, мм 75
Рабочий объем, см3 1070
Степень сжатия 5.8
Расположение клапанов и распредвала sv
Система питания карбюратор
Наличие наддува нет
MAX мощность двигателя, кВт (л.с.) 19.4 ( 23)
при оборотах, об/мин 3400
MAX крутящий момент, Н*м 58
при оборотах, об/мин 2200
Порядок работы цилндров 1
Число клапанов на цилиндр 2

Трансмиссия

Тип привода заднеприводной
Тип коробки передач механическая
Число передач 3

Ходовая часть

Передняя подвеска независимая, двойные поперечные рычаги, винтовые пружины, рычажные амортизаторы
Задняя подвеска зависимая, продольные полуэллиптические рессоры, рычажные амортизаторы
Диски 3.5Jx16
Шины 5,00-16

Механизмы управления

Рулевое управление Червячное
Тормоза Барабанные

Кузов

Кузов несущий
Тип кузова Седан
Количество дверей 4

Заправочные емкости

Емкость топливного бака, л 30

Интерьер Москвича М-400-420