"Москвич-Г1"
"Москвич-Г1" ("Москвич-Г1-405") - советский заднеприводный одноместный гоночный автомобиль, спроектированный в экспериментальном цехе Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) под руководством Игоря Александровича Гладилина и Игоря Ивановича Окунева. "Москвич-Г1" - первый советский автомобиль, разработанный специально для участия в кольцевых гонках. Был изготовлен в единственном экземпляре в 1955 году. Обозначение "Г1" является условным, под которым данная модель стала известна в более поздней литературе, а тогда ее называли просто "МЗМА-1".
"Москвич-Г1" был сконструирован с использованием как серийных, так и экспериментальных узлов и агрегатов, созданных на заводе.
Шасси представляло собой лонжеронную раму из стальных труб диаметром 38 мм, на которой был установлен кузов из алюминиевого листа на каркасе из тонких труб. Алюминиевый кузов автомобиля имел лобовую площадь 0,65 м2.
Макет автомобиля "Москвич-Г1"
Передняя и задняя подвеска была практически без изменений взята от серийной модели "Москвич-401". Применение зависимой задней подвески вызвало необходимость соединения коробки передач с ведущим мостом карданным валом. В результате этого конструкторского решения водительское место было смещено вперёд, как следствие это привело к увеличению колёсной базы. Колесная база автомобиля составляла 2,4 метра. Изначально передняя подвеска автомобиля была зависимая, но в 1959 подвеска в целом была доработана и передняя стала независимой.
Тормозная система была позаимствована от "Москвич-401", но впервые в истории советского автопрома была применена схема с раздельным приводом на передние и задние колеса.
Рулевое управление было взять с модели "Москвич-401". Рулевое колесо было быстросъёмным.
Первоначально "Москвич-Г1" был оснащён форсированным экспериментальным верхнеклапанным двигателем "Москвич-405", созданным в 1954 году специалистами под руководством Игоря Ивановича Окунева. Его отличали алюминиевый блок цилиндров, очень короткие штанги привода клапанов, привод распределительного вала двухрядной роликовой цепью, меньший, чем диаметр цилиндра, ход поршня. Двигатель был размещен позади водителя. Стандартный карбюратор был заменен блоком из 4-х мотоциклетных карбюраторов. Вместо глушителя - четыре прямоточные выхлопные трубы. В результате этих доработок мощность двигателя возросла со штатных 40 л.с до 70л.с.
Бензобак в гоночном автомобиле был размещен между двигателем и задним мостом.
"Москвич-Г1", 1955 год
Гоночный "Москвич" установил ряд всесоюзных рекордов, в частности развил скорость 203 км/ч. Автомобиль впервые принял участие в гонках в 1955 г. В том же году на нем был установлен всесоюзный рекорд скорости на дистанции 50 км со стартом с места в классе 5 группы I. В 1956 году "Москвич-Г1" получил новый обтекаемый кузов с закрытыми колесами, а двигатель был дополнительно форсирован, в результате чего его мощность была доведена до 75 л.с. С этого момента, автомобиль стал практически полностью идентичен построенному несколько ранее "Москвич-Г2". В таком варианте автомобиль выставлялся на соревнования до 1959 г. включительно. В 1959 г. двигатель "Москвич-405" был заменен на "М-407" (1358 см3), также с повышенной степенью сжатия. Также над местом гонщика была установлена дуга безопасности.
В связи с неприспособленностью обтекаемого кузова автомобиля "Москвич-Г1" с закрытыми колесами для кольцевых гонок в 1960 г. он был демонтирован и заменен на кузов с открытыми колесами, близкий к первоначальному варианту. В том же году были установлены передняя и задняя подвеска, тормозная система и коробка передач от "Москвича-407", а также установили колеса уменьшенного размера. Модернизированный таким образом "Москвич-Г1" продолжал участвовать в гонках до 1963 г. В 1962 г., выступая на нем, Е. Веретов стал серебряным призером чемпионата СССР.
В конце 1963 г. "Москвич-Г1" был списан и до настоящего времени не сохранился.
Технические характеристики "Москвич-Г1"
1955 г. |
1956 г. |
1959 г. |
1960 г. |
|
Масса, кг: | ||||
|
585 |
595 |
- |
- |
|
650 |
660 |
720 |
710 |
Максимальная скорость, км/ч | 200 |
- |
190 |
180 |
Двигатель: | ||||
|
"Москвич-405" |
"Москвич-405" |
"Москвич-407" |
"Москвич-407" |
|
рядный |
рядный |
рядный |
рядный |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
|
OHV |
OHV |
OHV |
OHV |
|
72 |
72 |
76 |
76 |
|
67 |
67 |
75 |
75 |
|
1091 |
1091 |
1358 |
1358 |
|
7,8 |
8,8 |
8,8 |
8,8 |
|
70 (5500) |
75 (5600) |
70 (4800) |
70 (4800) |
|
заднее |
заднее |
заднее |
заднее |
|
- |
- |
"Ленкарз - К-28" |
"Ленкарз-К-28" |
|
4 |
4 |
4 |
4 |
Число передач | 4 |
4 |
4 |
4 |
Шасси | трубчатая лонжеронная рама |
трубчатая лонжеронная рама |
трубчатая лонжеронная рама |
трубчатая лонжеронная рама |
Габариты, мм: | ||||
|
4300 |
4300 |
4300 |
4300 |
|
1340 |
1340 |
1340 |
1340 |
|
1012 |
1012 |
1012 |
- |
|
1220 |
1220 |
1220 |
1220 |
|
1168 |
1168 |
1168 |
1168 |
|
2440 |
2440 |
2440 |
2440 |
Тип передних тормозов | барабанные |
барабанные |
барабанные |
барабанные |
Тип задних тормозов | барабанные |
барабанные |
барабанные |
барабанные |
Передние шины | 5,00-16" |
5,00-16" |
5,00-16" |
5,60-15" |
Задние шины | 5,00-16" |
5,00-16" |
5,00-16" |
5,60-15" |
Передняя подвеска | зависимая |
независимая, типа "Дюбонне" |
независимая, типа "Дюбонне" |
независимая, пружинная |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная |
зависимая, рессорная |
зависимая, рессорная |
зависимая, рессорная |
Объем топливного бака, л | 120 |
120 |
120 |
120 |