"Москвич-2141"

Москвич-2141. Фото

Москвич-2141. Фото

"Москвич-2141" - советский и российский легковой автомобиль малого класса (сегмент D) с кузовом типа "хетчбэк", выпускавшийся с 1986 по 1997 годы на Автомобильном заводе имени Ленинского Комсомола (АЗЛК). Экспортное наименование - "ALEKO", от Автозавод Ленинского Комсомола.

История создания "Москвич-2141" длилась долгих девять лет. АЗЛК с конца шестидесятых годов активно работал над заднеприводными автомобилями, промежуточными по классу между моделями ВАЗ и "Волгой" ( Москвичи серии 3-5 и Москвичи серии С). К середине десятилетия работы по ним были доведены до стадии предсерийных образцов. Однако, наладить серийное производство не удалось из-за начавшихся осенью 1976 года перестановок в руководстве АЗЛК и других причин. Москвич С-2 не устраивал начальство своей излишней самобытностью: на свою беду, он не походил ни на один из "зарубежных аналогов". Поэтому в октябре 1976 года появился макет серии С-3 - окончательной, как тогда казалось, версии преемника Москвича-2140. Машина получилась привычной, без спорных деталей.

Между тем, несмоторя на наличие на АЗЛК оценивавшегося как "предсерийный" ходового прототипа С-3, в Минавтопроме к этому времени уже решили, что АЗЛК должен разработать и наладить выпуск семейства переднеприводных автомобилей того же класса, как более современных. Соответствующее указание и было спущено на завод, и дали понять, что прототипом нового Москвича там видят недавно появившуюся франко-американскую модельTalbot Simca 1308 - Автомобиль года-76 в Европе.

На завод был доставлен кузов от Talbot Simca 1308, на базе которого предстояло сделать макет-агрегатоноситель для изучения особенностей переднеприводной компоновки. Так как передняя часть Simca 1308, рассчитанная на поперечное расположение двигателя, не подходила для установки имевшихся в производстве в СССР двигателей из-за их большой длины и высоты, у нее просто отрезали передок и приделали новый - с продольно расположенным "четыреста двенадцатым" двигателем. Задняя часть, начиная от передних стоек крыши, была взята у Simca 1308 за основу для новой машины. Эта часть в значительной степени сохранила свои общие внешние очертания (при этом, кузовные панели были спроектированы заново), а также - многие элементы конструкции силового каркаса, в первую очередь наиболее ответственный и сложный в проектировании - проёмы дверей. Этот прототип инженеры назвали "Максимкой". Позже купили несколько Talbot Simca 1308 и одну из них разобрали: агрегаты отправили в лабораторию на испытания, а кузов отдали дизайнерам. Прямо на этом кузове специалисты и лепили будущий "сорок первый". Дизайнер Игоря Зайцев , вспоминает: "Это было очень трудно: месяца полтора или два я не мог заставить свою команду подойти к этому макету! Настолько все были оскорблены и унижены тем, что нам приказали взять не просто идею, а вот так примитивно скопировать автомобиль вплоть до "железа"."

Помимо возможности применить (как изначально полагали, в качестве временной меры) уже имевшиеся в производстве слишком длинные для поперечного расположения двигатели УЗАМ и ВАЗ, в перспективе такая компоновка привлекала и возможностью создания автомобилей с полным приводом (таковые были созданы в конце восьмидесятых годов совместно с английской фирмой FFD, а в последние годы существования предприятия серийно производились).

Была сконструированна совершенно иная конструкция задней подвески в виде полунезависимой балки с витыми пружинами (очень широко распространённая в те годы конструкция, происходящая от автомобилей VAG), вместо независимой на поперечных торсионах у Simca 1308, обусловила значительные отличия в конструкции днища и задней оконечности кузова в районе пола багажного отсека. Кроме того, конструкторы решили увеличить диаметр колес автомобиля – с 13 до 14 дюймов, а также немного уменьшить колесную базу. Передний свес пришлось немного увеличить за счет продольного расположения двигателя. Но задний свес был уменьшен.

Элементы кузова до передних стоек крыши и щита моторного отсека были спроектированы заново полностью. Появились длинные, низко расположенные лонжероны сложной, способствующей эффективному энергопоглощению при лобовом ударе формы, обусловившие хорошую для тех лет пассивную безопасность автомобиля.

Прототип на основе кузова Simca 1308 с новым передком, в котором был продольно установлен двигатель от "Москвича-412", был готов уже в 1977 году, через четыре месяца после начала проектирования. В октябре того же года он был продемонстрирован руководству на стадионе АЗЛК и одобрен для дальнейшей разработки.

В результате всех дороботок, от своего прототипа "Москвич" в его финальном, серийном виде унаследовал лишь общие обводы кузова после передней стойки крыши, некоторые особенности его конструкции (преимущественно - силового каркаса, в том числе - проёмов дверей). Досталось ему от французской автомобилестроительной школы и размёщенное под полом багажника запасное колесо (до 1999 года).

Один из образцов "Москвич-2141". Фото

Один из образцов "Москвич-2141"

Позже, для линейки переднеприводных "Москвичей", которая по оригинальному замыслу должна была включать в себя базовые модели "Москвич-2141" (хэтчбек), "Москвич-2142" (седан), "Москвич-2335" (пикап) и "Москвич-2901" (универсал повышенной вместимости, то есть, минивэн), было сконструировано оригинальное семейство бензиновых и дизельных двигателей "Москвич". Был создан мотор АЗЛК-21415 (1,8 литра, 8 клапанов); мотор АЗЛК-21416 (1,8 литра, 16 клапанов); а также турбодизель объемом 1,8 литра АЗЛК-21413. Для производства этих двигателей, при АЗЛК создавалось собственное моторное производство. Однако, завод двигателей, будучи почти готовым, из-за начавшегося экономического кризиса и невозможности погашения предприятием кредита в $800 млн, предоставленного в конце восьмидесятых банком ВТБ под закупку импортного оборудования, достроен не был, а позже его установленное оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено. В результате "41-й" Москвич так и не дождался своего собственного современного двигателя.

В серийном производстве на переднеприводный "Москвич" устанавливались карбюраторные двигатели рабочим объёмом 1500 см3 (УЗАМ-331.10), с лета 1994 года - 1700 (УЗАМ-3317), а позднее 1800 и (очень редко) 2000 см3 производства Уфимского завода (УЗАМ), разработанные на основе двигателя "Москвича-412", а также - на меньшую часть выпуска - объёмом 1600 см3, позднее - 1700 и 1800 см3 производства ВАЗ.

Кроме того, в начале девяностых годов выпускались экспортные модификации М-2141-136 и М-2141-10 с дизельным двигателем иностранного производства рабочим объёмом 1800 см3 модели FORD RTF (XLD418, этот же мотор устанавливался на модели Ford Fiesta, Ford Escort и Ford Sierra с августа 1989 года).

В середине девяностых годов встал вопрос о современном двигателе для "Москвича". После длительных поисков конструкторы остановились на французском инжекторном двигателе модели Renault F3R272 (2000 см3), версии с ним предлагались в конце серийного производства модели - по потребительским качествам они являются наилучшими во всём семействе.

Единственным типом коробки передач со всеми двигателями была пятиступенчатая механическая, впервые появившаяся на серийных легковых машинах советского производства именно на М-2141.

"Москвич-2141" отличался скруглёнными обводами, что предопределило также хорошую аэродинамику ( значение коэффициента лобового сопротивления воздуха Cx=0,35). Этим автомобиль был обязан в том числе и проведению на этапе разработки продувок моделей в аэродинамической трубе кафедры механики МГУ, а впоследствии, на этапе доводки - продувок полноразмерных автомобилей в ЦАГИ и на оборудовании фирмы "Renault" во Франции, что повлияло на выбор плавных, округлых обводов для передней части, введение специального аэродинамического щитка перед картером двигателя, позволившего уменьшить поток воздуха под днищем, а также аэродинамической "юбки" на заднем бампере. С этой точки зрения, М-2141 оставался наиболее совершенным советским серийным автомобилем до появления "ВАЗ-2110".

Также, наряду с базовой моделью с кузовом "хэтчбек" была разработана и модификация с кузовом "седан" - "Москвич-2142", причём работы по нему велись уже на основе готового хэтчбека. Это существенно затруднило работу над автомобилем. Эта модель так и не пошла в массовую серию, было построено только определённое количество прототипов и опытных образцов, часть из которых впоследствии попала в руки к частным владельцам.

Кроме того, было выпущено некоторое количество автомобилей с кузовом "пикап", имевших рессорную зависимую заднюю подвеску.

Модернизированная версия автомобиля "Москвич-2141" дебютировала в 1997 году. Обновлённый автомобиль получил не только новый индекс (2141-02) и собственное имя "Святогор", но и заметно изменённую внешность и более мощный двигатель. Благодаря новым фарам фирмы "Hella", внешность автомобиля стала более привлекательной и меньше выделялась на фоне иностранных моделей середины девяностых годов.

Ввиду отсутствия собственного двигателя с удовлетворительными характеристиками, руководство ОАО "Москвич" решило использовать мотор F3R272 фирмы Renault объёмом 2,0 л (модификация 214145 "Святогор" - 104,5 л.с.). Современный французский двигатель значительно улучшил надежность, динамические и скоростные характеристики автомобиля. Установка более мощного двигателя повлекла за собой изменение узлов трансмиссии и тормозов на более надежные и современные иностранного производства (использовалось сцепление Valeo и вакуумный усилитель тормозов фирмы Lucas). Также на М-214145 был уменьшен клиренс.

Однако, на значительную часть выпуска продолжали ставить прежние двигатели ВАЗ-2106 и УЗАМ-3317 (отдельные партии "Святогоров" комплектовались 1,8-литровыми двигателями ВАЗ-2130 и УЗАМ-3313/3318).

В конце девяностых годов на заводе был разработан проект дальнейшей модернизации автомобиля. "Святогор" должен был получить новый передок, полностью новые бамперы под цвет кузова с резиновыми вставками, заднюю часть с выступающим третьим объёмом, резиновые молдинги на боковине, современную светотехнику и полностью новый салон. Проект был доведён до стадии демонстрационных макетов - существовало несколько вариантов.

В 1997 году появился мелкосерийный М-2141R5 "Юрий Долгорукий" с удлинённым на 200 мм кузовом хэтчбэк и аналогично удлинённый седан Москвич-2142R5 "Князь Владимир". Именно "Князь Владимир" в декабре 1998 года стал 5-миллионным автомобилем марки "Москвич".

В августе 1998 года на МИМС-1998 дебютировал седан бизнес-класса Москвич "Иван Калита". В 1999 году на его базе было выпущено двухместное купе "Дуэт", производившееся под заказ, а несколько позднее - более бюджетный вариант "Дуэт-2" на базе "Князя Владимира". Также был создан пикап на базе "Москвич-2141", получивший индекс 2335. Но этот автомобиль в серию не пошел. Еще одна смелая разработка была осуществлена югославской фирмой "Прогресс". Это был универсал на базе "сорок первого". Но и этот автомобиль остался стоять на заводе, когда он был разорен.

В связи с дефолтом 1998 года оснащение "Святогоров" импортными моторами Renault оказалось невозможным, а поставки двигателей ВАЗ и УЗАМ отличались нестабильностью и завышенными ценами. Кроме того, дорогие мелкосерийные "князья" не пользовались спросом даже у госорганов - хотя закупку партии седанов "Князь Владимир" и "Иван Калита" в конце девяностых предприняла столичная мэрия.

ОАО "Москвич" вынуждено было постоянно сокращать объёмы производства всех моделей, распродавало сторонним организациям отдельные производственные линии (например, производство пластмассовых изделий). В 2001 году "Москвич" выпустил всего 800 автомобилей, в то время как для рентабельности производства нужно было продавать хотя бы 40 тысяч машин в год. В результате 4 марта 2002 года главный конвейер АЗЛК был остановлен навсегда. В Киеве "Москвич-2141" собирался до 2002 года.

Модификации "Москвич-2141"

  • "Москвич 2141-02" - В 1997 завод выпустил обновленную версию - "Москвич 2141-02" или "Святогор". Модернизированная версия отличалась внешностью и новым двигателем. Был изменен капот автомобиля, указатели поворотов перемещены вперед и установлены новые фары фирмы "Hella". Благодаря этому автомобиль внешне выглядел более привлекательно. Оснащали моторами рено F3R272 объёмом 2,0 л.
  • "Москвич-2336" - представлял собой пикап полурамной конструкции. Автомобиль не был запущен в серию.

Москвич-2336. Фото

  • "Москвич-2340" - полноприводный вариант полурамного шасси "Москвич-2336". В серию запущен не был. Построен один опытный образец.
  • "Москвич-233521" - Во второй половине 2000 года на АЗЛК были изготовлены первые опытные экземпляры передне- и полноприводного пикапа с четырехместной кабиной. Первыми были выполнены переднеприводные машины, но создание полноприводных шло параллельно.

Москвич-233521. Фото

  • "Москвич-21418"- модификация "Москвич-2141", разработанная в 1991 году специально для нужд милиции. Автомобили получили окраску в соответствии с принятой тогда цветографической схемой – основной желтый (впоследствии - белый) и синие полосы с белыми буквами "милиция". Дополнительно на дверях могли быть нанесены буквы ПГ (только для службы ПГ - "патруль города", - являвшейся резервом дежурного по городу и подчинявшейся только ему). На крыше автомобиля была установлена система СГУ-60, включающая в себя проблесковый маячок, громкоговоритель и сирену, которая крепилась на вертикальную металлическую стойку, расположенную в центре салона. На правом крыле автомобиля дополнительно крепилась фара-искатель. Часть милицейских "Москвичей" была укомплектована противотуманными фарами в юбке переднего бампера.Изнутри автомобиль был также оснащен в соответствии с требованиями милиции – у порогов дверей были предусмотрены крепления для резиновых палок, справа от центральной консоли должен был крепиться автомат Калашникова первого номера патруля, однако на серийных машинах такое крепление отсутствовало и автомат в итоге просто лежал на коленях или на полу возле старшего экипажа. На самой центральной консоли ("бороде") крепился катодно-люминисцентный экран, куда выводилась необходимая экипажу информация, и для ответа дежурному на блоке размещалась клавиатура. Вместо перчаточного ящика была размещена радиостанция. Автомобили комплектовались как отечественными, так и импортными радиостанциями СТОРНО, которые были закуплены для обслуживания "Олимпиады-80". Для размещения нарушителей предусматривалось заднее сиденье, по бокам от которого были предусмотрены специальные скобы для пристегивания к ним наручников. Задние двери были лишены механизмов опускания стекол и, соответственно, ручек привода. Механизм открывания дверей присутствовал, но имел блокировку открытия.

"Москвич-21418". Фото

  • "Москвич-2335" - модификация с кузовом пикап. Представлял собой переднюю половину "Москвич-2141", состыкованную с цельнометаллической грузовой платформой. Поскольку кузов пикапа не имел жёсткой крыши и высоких боковин, пришлось усиливать его основание в силовой схеме лонжеронов подрамника. По сравнению с "Москвичом-2141" у пикапа несколько увеличилась габаритная длина (4590мм против 4350мм у хэтчбека) за счет увеличения колесной базы (с базовых 2580мм до 2700 мм) и заднего свеса. На машине установливалась задняя зависимая подвеска от "Москвич-2140", на двух продольных рессорах.В 1997 году, одновременно с другими "святогорами", "Москвич-2335" получил измененный передок и ряд других узлов, при этом его индексация не поменялась. Годы серийного производства 1993-2001г.г.

"Москвич-2335". Фото

  • "Москвич 2142" - модификация с кузовом седан

"Москвич 2142". Фото

  • "Москвич-2901" - модификация универсал. Выпуск начат в августе 1994 года. Машина изначально готовилась к производству и разрабатывалась в кооперации с Киевским авторемонтным заводом №5. Автомобиль изготавливался на базе стандартного "Москвич-21412" и имел два стандартных ряда сидений и вместительное багажное отделение с увеличенной пятой дверью. При этом багажник, или правильнее сказать, грузовой отсек, от салона перегородкой не отделялся. Помимо базового фургона, примерно в 1995 году были изготовлены опытные экземпляры в исполнениях "такси" и "скорая помощь". В 1997 году автомобиль подвергся рестайлингу наряду со "святогорами". В серийное производство модификация такси запущена не была, а вот санитарных машин была выпущена небольшая партия.

"Москвич-2901". Фото

  • "Москвич 214100" - рестайлинговая версия "Святогор"
  • "Москвич-2141Y2 Юрий Долгорукий" - удлиненный на 200 мм вариант версии "Святогор".

Москвич-2141Y2 Юрий Долгорукий. Фото

  • "Москвич-2142V3 Князь Владимир" - удлиненная версия седана 2142

Москвич-2142V3 Князь Владимир. Фото

  • "Москвич-2142R5 Калита" - обновленная версия модели "Князь Владимир". Выпускался с января 1998 по январь 2001 года.

Москвич-2142R5 Калита. Фото

  • "Москвич-2142S0 Дуэт" -купе на базе М-2141

Москвич-2142S0 Дуэт. Фото

  • "Москвич-2344" - представляет собой полноприводный вариант переднеприводного пикапа "Москвич-2335". Автомобиль в серийное производство запущен не был.

Москвич-2344. Фото

  • "Москвич-233522-пикап" ("Москвич-2335Е1") - Первые образцы электромобилей на базе серийных автомобилей "Москвич-2141" и "Москвич-2335" были продемонстрированы на автосалоне "МIМS-97". Внешне автомобили не имели отличий от своих бензиновых собратьев, за исключением надписи "Электро" на бортах и отсутствия системы выхлопа. Автомобили были укомплектованы электромоторами мощностью 48кВт и аккумуляторными батареями Т-125 емкостью 125А/ч и напряжением 108В. Запаса хода на одной зарядке батарей составлял 100 км, а с грузом 400 кг - 80 км. Несмотря на очевидные преимущества электромобилей (резкое снижение расходов на эксплуатацию электромобиля, отсутствие вы6роса вредных веществ, низкий шума и пр.), проект развития не получил из-за крайне высокой стоимости электрооборудования, превышающей стоимость обычного автомобиля.

Москвич-233522-пикап. Фото


Габаритные размеры "Москвич-2141"

"Москвич-2141". Фото

"Москвич-2141"

"Москвич-2142"

Москвич-2335. Фото

"Москвич-2335"

Технические характеристики "Москвич-2141"

МОДЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ
2141
21412
214122
214110
21415
214100
214123
Годы выпуска 1986-1998 1986-1995 1995- 1990-1991 1998- 1998- 1998-
Примечание базовая модель, кузов 2141 базовая модель, кузов 2141 кузов 2141 кузов 2141 кузов "Святогор" кузов "Святогор"
ДВИГАТЕЛЬ
модель ВАЗ 2106-70, бензиновый карбюраторный УЗАМ 331.10, бензиновый карбюраторный УЗАМ 331.17, бензиновый карбюраторный ФОРД XLD418, дизель с предкамерой Renault F3R, бензиновый с впрыском ВАЗ 2106, бензиновый карбюраторный ВАЗ-2130, бензиновый
рабочий объем (л) 1,6 1,5 1,7 1,8 2,0 1,6 1,8
макс. мощность, л.с.(кВт)(1/мин.) 76,4(56,3)/5400 72(52,9)/5500 85(62,5)/5400 60(44)/4800 113(83)/5200 76,4(56,3)/5400
макс. крут. момент, кгс.м.(Нм)(1/мин) 12,4(121)/3100 10,8(105,8)/3200 13,3(130,4)/3200 11,0(110)/2500 17,1(166,8)/3500 12,4(121)/3100
ТРАНСМИССИЯ
главная передача 3,9 или 4,1 4,1 или 4,22 4,1 или 4,22 4,1 или 4,22 3,9 4,1 или 4,22
ПОДВЕСКА
передняя Независимая, пружинная, типа Мак-Ферсон со стабилизатором
задняя Рычажно-пружинная, с продольным рычагом, стабилизатором и поперечной тягой
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ реечное
РАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЯ
длина 4350
ширина 1690
высота с полной нагрузкой 1330
база 2580
колея 1440/1420
МАССА
снаряженная 1070 1080 1080 1140 1090 1070
полная 1470 1480 1480 1540 1490 1470
СКОРОСТЬ
максим, скорость (км/час) 158 145 160 140 175 155
время разгона с 0 до 100 км/ч 14,9 18 14,9 22 11,5 15,7
РАСХОД ГОРЮЧЕГО
при 90 км/ч 5,8 6 6,1 4,7 6,1 5,8
при 120 км/ч 8,0 8,0 7,9 7,0 8,0 8,0
в городском цикле 9,9 9,8 10,2 8,2 10,3 9,9

Интерьер "Москвич-2141"

Интерьер "Москвич-2141". Фото