"Москвич-402"

Москвич-402 - советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1956 по 1958 год, выпущено 87658 экземпляров вместе с модификациями. Главный конструктор - Александр Федорович Андронов.

Александр Федорович Андронов. Фото

Александр Федорович Андронов

Работа над новой машиной на заводе МЗМА началась в 1950 году. Машина проектировалась в новом "понтонном" кузове, который получил, в соответствии с принятым в те годы на ЗМА порядком номенклатуры моделей, обозначение «402-425» - двигатель и шасси модели «402» в кузове модели «425». Впоследствии для базового седана «Москвич-402» обозначение кузова использовалось только в конструкторской документации, но его модификации - универсал М-423 и полноприводные варианты М-410 и М-411 - именовались именно по обозначениям своих кузовов.

Главным конструктором был Александр Федорович Андронов. Он сумел организовать сравнительно небольшой коллектив завода для создания принципиально новой конструкции автомобиля по сравнению с находившимся в производстве «Москвичом-400/ 401». От предыдущей модели он сохранил, и то в модифицированном виде, только двигатель, коробку передач и редуктор заднего моста. Ввиду отсутствия опыта у коллектива завода, в проектировании автомобиля активно участвовали инженеры других автомобилестроительных предприятий СССР. С Горьковского завода были приглашены Б. Д. Кирсанов, Л. И. Белкин, Ю. М. Немцов, с ЗиСа - И. А. Гладилин, С. Д. Чуразов, А. М. Жерядин, К. И. Файбисович. Кроме того, с Московского мотоциклетного завода на ЗМА перешел конструктор двигателей И. И. Окунев.

Первые опытные образцы нового «Москвича» были готовы в 1951 году. Для ознакомления с образцами зарубежного автомобилестроения и совместных сравнительных испытаний по мере проектирования и доводки были приобретены серийные образцы иностранных автомобилей - итальянские Fiat-1100 (1953-1962) и Lancia Aurelia (1950-1958), французские Simca Aronde (1951-64) и Citroen 2CV (1948-1990), английские Hillman Minx (1948-1956), Ford Consul (1951-1956) и Jovett Javelin (1947-1953), немецкий Ford Taunus 12M (1952-1962). Естественно, ни один из них не был использован в качестве прототипа в «чистом виде», но изучение их конструкции во многом помогло выбрать те или иные технические и стилистические решения для имевшей вполне оригинальные конструкцию и дизайн новой модели «Москвича».

Государственные испытания "Москвича" совместно с образцами зарубежного автомобилестроения. Зима 1955 года, Крым.

Приборная панель опытного образца «Москвич-402»

Один из опытных вариантов «Москвич-402»

По разработанным чертежам на Горьковском автозаводе (едва ли не единственном в стране в те годы, имевшем собственные мощности для производства штампов и пресс-форм) были изготовлены штампы. Из отштампованных по ним пробных панелей в процессе доводки были собраны семь опытных экземпляров «402-425», различавшихся деталями оформления - в частности, формой водосточного жёлоба и технологей изготовления крыши (некоторые имели участок «водостока» над лобовым стеклом, как у ГАЗ-21) и облицовками радиатора (в частности, один из вариантов очень напоминал ту облицовку, с которой пошла в серийное производство «Волга» - «со звездой», с той разницей что у «Москвича» сама звезда отсутствовала, а «ус» над центральным брусом был один вместо двух у ГАЗ-21). Один из трех опытных «Москвичей-402», прошедший государственные испытания в феврале 1955 года, экспонировался на ВДНХ. Первый серийный экземпляр был выпущен 20 апреля 1956 года.

Проработка оформления оперения в скульптурном пластилине. "Москви-402"

Автомобиль получил вполне современный внешне, а конструктивно более жёсткий - а значит и более долговечный, существенно более просторный и комфортабельный внутри по сравнению с предшественником кузов с большой площадью остекления и хорошей обзорностью. Он имел отдельный багажник, доступ к которому осуществлялся снаружи автомобиля, а не изнутри, как на М-400 / 401, открывающимся ручкой, установленной на стенке основания заднего сиденья справа. Впервые нашли применение в советском автомобилестроении гнутые лобовое и заднее стёкла. Автомобиль имел достаточно высокий уровень внутренней отделки, был оборудован отопителем с противообледенителем лобового стекла (прошлая модель отопителя не имела), мигающими сигналами поворота с самовозвратом расположенного сверху на кожухе рулевой колонки переключателя, двухдиапазонным пяти ламповым радиоприемником (нечасто встречался в базовой комплектации даже на иномарках этого класса). Дизайн был достаточно незамысловатым и утилитарным, но на тот момент вполне современным. Новый «Москвич» получил независимую бесшкворневую переднюю подвеску с двойными поперечными рычагами вместо шкворневой независимой подвеки типа «Дюбонне» у М-400 / 401, имевший продольные рычаги, 15-дюймовые обода колёс вместо 16-дюймовых, барабанные тормоза с плавающими колодками, 12-вольтовое электрооборудование вместо устаревшего и капризного 6-вольтового у М-400 / 401. Впервые в стране были применены телескопические амортизаторы. Задний мост с негипоидными шестернями и трёхступенчатая коробка передач на этом этапе были унаследованы от предыдущей модели, но коробка получила удлинитель, позволивший укоротить карданный вал и снизить уровень вибраций.

Модификации «Москвич-402»

  • 402 - Седан. Базовая модель
  • 402 Б - Автомобиль "Москвич-402", переоборудованный на полное ручное управление, предназначенный для использования лицами, у которых ампутированы или парализованы обе нижние конечности, но верхние конечности совершенно здоровы.
  • 402 М. Медицинский автомобиль «Москвич-402М»
  • 402 Т - Автомобиль "Москвич-402" для службы такси. Отличия от базового варианта заключались в установке таксометра и нанесенных обозначениях такси – «шашечках»
  • 423 - Универсал. Его опытный образец имел единственную дверь с водительской стороны. Однако, от необычной идеи отказались. Универсал назвали «Москвич-423», использовав проектное обозначение его кузова. «Москвич-423» выпускали с 1957 по 1958 год. Это был, по сути, первый серийный универсал в нашей стране.

«Москвич-423. Фото» универсал

«Москвич-423» универсал

  • 410 (1957-1958) – Легковой автомобиль повышенной проходимости, созданный на базе модели 402. В отличие от 402, он получил усиленный кузов, рулевой механизм от ГАЗ М20В Победа, масляный радиатор системы смазки двигателя, оригинальный передний ведущий мост с шарнирами равных угловых скоростей типа "Бендикс-Вейсс", двухступенчатую раздаточную коробку с ручным включением, зависимую переднюю подвеску на продольных рессорах и гидравлические амортизаторы рычажного типа (лучше переносившие грязь, в отличие от телескопических на базовой модели). Автомобиль имел два ведущих моста и зависимую подвеску всех колес на продольный рессорах.

Москвич-410. Фото

"Москвич-410"

  • 429 - Опытный фургон с широкой передней дверью был построен на агрегатах Москвич 402 одновременно с опытным трехдверным универсалом аналогичной конструкции. Однако при серийном производстве оригинальные кузовные детали потребовали новых штампов, поэтому впоследствии, в целях унификации с существующими моделями, в производство была запущена модель Москвич 430 с кузовом, идентичным обычному универсалу.

"Москвич-429". Фото

"Москвич-429"

  • 402 Пикап. Опытный. В серию не пошел.

Габаритные размеры "Москвич-402"

Габаритные размеры "Москвич-423"

Технические характеристики "Москвич-402"

КУЗОВ
Тип кузова Седан
Количество дверей 4
Количество мест 4
Длина 4055 мм
Ширина 1540 мм
Высота 1560 мм
Колесная база Колесная база Moskvih 402 - это продольное расстояние между осями передних и задних колёс в автомобиле. Чем больше колёсная база, тем больще места в автомобиле для размещения пассажиров, тем лучше плавность хода и комфортабельность, уменьшаются продольные колебания, что придает автомобилю высокую плавность хода и делает автомобиль более устойчивым на дороге и предсказуем в поворотах. Короткая колесная база - помогает автомобилю лучше вписываться в крутые повороты, улучшается маневренность, повышается проходимость, поэтому применение короткой колесной базы наиболее оправдано на внедорожниках. 2370
Колея передняя Колея передняя - это расстояние между серединами отпечатков шин передней оси на дороге. Колея передней оси может отличаться от колеи задней оси. 1220
Колея задняя 1220
ДВИГАТЕЛЬ
Расположение двигателя Спереди, продольно
Объем двигателя Объем двигателя Moskvih 402 – это суммарный объем его цилиндров. Объем каждого отдельно взятого цилиндра измеряется, как произведение его сечения на длину хода его поршня. Чаще всего объем двигателя измеряют в кубических сантиметрах или в литрах. 1220 см3
Тип цилиндра Рядный
Количество цилиндров В современных автомобилях их количество может быть от 2 до 16. Цилиндры в двигателе и приводят авто в движение, и чем их больше - тем больше мощность двигателя. 4
Ход поршня 75 мм
Диаметр цилиндра 72
Cтепень сжатия 7
Газораспределительный механизм Газораспределительный механизм (ГРМ) - механизм своевременного распределения впуска горючей смеси или воздуха в цилиндры из цилиндров двигателя внутреннего сгорания отработавших газов. Двигатели автомобилей могут иметь газораспределительные механизмы различных типов, что зависит от компоновки двигателя и, главным образом, от взаимного расположения коленчатого вала, распределительного вала и впускных и выпускных клапанов. -
Количество клапанов на цилиндр Количество клапанов на цилиндр Moskvih 402 - клапаны подают необходимый для горения топлива воздух и выпускают отработанные газы из рабочей камеры цилиндра. Клапанов на цилиндр может быть 2, 4 или 5. Чем больше клапанов - тем выше мощность и стабильность работы двигателя. Клапаны - это одна из важных систем двигателя, называемая системой газораспределения. 2
Система питания Карбюратор
Мощность Мощность Moskvih 402 - измеряется в киловаттах либо лошадиных силах. Влияет на максимальную скорость, время разгона. Зависит от всех параметров в двигателе внутреннего сгорания. 35/4200 л.с
Крутящий момент Крутящий момент Moskvih 402 - момент силы крутящего колеса для преодоления сопротивления движению. Мощность и крутящий момент - основные характеристики двигателя. Чем больше мощность, тем больший крутящий момент на валу двигателя, передающий его на колеса.
Измеряется в Ньютон-метрах. Влияет на время разгона при малых оборотах двигателя. Самые лучшие параметры крутящего момента у дизельных двигателей.
71/2400 н*м
Топливо АИ-80
ТРАНСМИССИЯ
Передаточное отношение главной пары Передаточное отношение главной пары Moskvih 402, – это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Уменьшение передаточного числа дает машине увеличенние максимальной скорости на каждой передаче и не требует излишней раскрутки двигателя для достижения результата, но для того чтобы улучшить динамику разгона, автомобиль лучше тянул на всех передачах, нужно наоборот увеличивать передаточное число, максимальная скорость при этом будет ниже. Чем ближе передаточные числа, тем более плавным и быстрым будет разгон при последовательном переключении передач. 5.14
Привод Задний
Кол-во передач (мех коробка) Кол-во передач (мех коробка) Moskvih 402, – Число ступеней переключения передач. Первая передача - самая сильная, она позволяет сдвинуть автомобиль с места при трогании, последняя передача самая скоростная и самая экономичная, на ней бензин потребляется меньше всего. Количество ступеней между первой и последней передачей дает плавность хода и более синхронный (сглаженый) переход с одной на другую. 3
Кол-во передач (автомат коробка) -
ПОДВЕСКА
Тип передней подвески Поперечный рычаг
Тип задней подвески Рессора
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Усилитель руля Усилитель руля - это системы и механизмы рулевого управления, предназначенные для снижения усилия, прикладываемого водителем к рулю. Данная опция повышает комфорт вождения и снижает утомляемость в дороге. -
Тип рулевого управления Глобоидный червяк с рециркулирующими шариками
Диаметр разворота 9.9 м
ТИП ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Передние тормоза Барабанные
Задние тормоза Барабанные
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Объем топливного бака 31
Максимальная скорость 105 км/ч
Расход топлива на шоссе 7 л/100км
Расход топлива в городе 11 л/100км
Расход топлива Смешанный цикл 8
Клиренс Дорожный просвет (клиренс) Moskvih 402, – это расстояние (в миллиметрах) от дороги, на которой находится автомобиль, до самой нижней ее точки. Чем больше дорожный просвет - тем выше проходимость автомобиля. 200 мм
Снаряженная масса автомобиля 900 кг
Допустимая полная масса 1280 кг
Размер шин 5.60-15
Размер дисков 4.5 Кх15

Интерьер "Москвич-402"