Москвич-401-420 (М-401-420)

Москвич-401 (М-401-420). Фото

"Москвиич-401-420"(М-401-420) - усовершенствованная версия автомобиля М-400-420, выпускавшаяся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМЛ) с 1954 по 20 апреля 1956 год. Было выпущено 216006 седанов и 17742 кабриолета. Розничная отпускная цена «Москвича-400» составляла 8 000 рублей, «Москвича-401» - 9 000 рублей

"Москвич - 401-420" сменил на конвейере “Москвич-400-420” в 1954 году, то есть через семь лет после начала его серийного выпуска, и выпускался он совсем недолго - лишь до 1956 года. В это время инженеры Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА) уже вовсю работали над принципиально новой машиной, получившей условное обозначение “Москвич-402”, поэтому появление М-401-420 было, скорее всего, просто попыткой продления жизни устаревшей конструкции.

Основной моделью серии стал автомобиль модели 401-420 с закрытым цельнометаллическим четырехдверным кузовом, рассчитанным на размещение четырех человек. Данный автомобиль внешне мало чем отличался от послевоенного первенца ЗМА "Москвич 400-420". Однако при этом двигатель “401-го” “Москвича” был модернизирован таким образом, что его мощность возросла с 23 до 26 л. с. Достигли этого за счет применения измененной головки цилиндров, а также увеличения степени сжатия (до 6,2).

Москвич-401 (М-401-420). Фото

При проектировании нового кузова, он во многих местах был усилен. Приметой, отличающей кузова моделей 400-420 и 401 можно считать конструкцию площадки аккумулятора - в старом варианте она приваривалась консольно, а в новом - была частично утоплена в моторный щит. Также у моделей 400-420 и 401 отличаются шкалы контрольных приборов. Общая особенность всех моделей семейства первых «Москвичей» - электрооборудование с напряжением 6 вольт.

Помимо основной модели автомобиля "Москвич-401" с закрытым кузовом, на его базе были созданы: медицинский - для оказания населению медицинской помощи на дому, автомобиль с деревянным кузовом-фургоном для перевозки грузов и выпускавшийся ранее легковой автомобиль с открытым четырехдверным кузовом и мягким складывающимся верхом (типа "кабриолет").

Кроме полученного нового двигателя (это основная причина появления новой модели 401-420, ведь первая часть индекса указывает на двигатель) с большими рабочим объемом и мощностью обновленный “Москвич” унаследовал от своего предшественника все те весьма незначительные нововведения, что были применены на нем за семь лет выпуска. Так, еще в 1951 году “Москвич-400” оснастили новой коробкой передач с синхронизаторами и рычагом, установленным на рулевой колонке, а не на полу, как это было ранее. Соответственно, и “Москвич-401” получил эту КПП с рычагом “под баранкой”. Аналогичным образом на М-401 появился и реле-регулятор, которого до 1952 года М-400 не имел вообще (ток регулировался путем перемещения щетки генератора в зависимости от сезона).

Внешне “401-й” отличался от “400-го” лишь наличием подфарников - указателей поворота на передних крыльях, которые, кстати, в случае их отсутствия многие владельцы потом устанавливали самостоятельно. В остальном “Москвич-401-420” имел характеристики как у “Москвича-400-420”.

Кстати, утверждается, что самые поздние экземпляры “Москвича-401” уже серийно оснащались новыми моторами типа “Москвич-402” - 35-сильными, имевшими рабочий объем 1220 см3.

Расположение агрегатов и механизмов автомобиля "Москвич 401-420"

Расположение агрегатов и механизмов автомобиля "Москвич 401-420"

Модификации автомобиля "Москвич-401-420" (М-401-420)

  • 401-420А (Кабриолет) - отличался от основной модели только конструкцией кузова. Открытый четырехдверный кузов имел тент из двухслойной склеенной ткани с вельветоновой подкладкой. Тент мог быть сложен в предназначенное для этого место за спинкой заднего сиденья. Чехол и ремни тента обеспечивали аккуратную и надежную его укладку и фиксацию.
  • 401-420М (Медицинский) - представлял собой стандартный автомобиль "Москвич - 401-420" с измененной обивкой кузова. На передних дверях, а также на стеклах ветрового и заднего окон имелись опознавательные знаки в виде красного креста. Отличие обивки кузова заключалось в применении материала автобим (заменитель кожи), использованного для обивки переднего и заднего сидений, боковин центральной стойки, передних и задних дверей и их уплотнений. Обивку из автобима можно било мыть и дезинфицировать. Автомобиль использовался для оказания медицинской помощи на дому.
  • 401-422 (Фургон) - автомобиль с кузовом-фургоном. Предназначался для перевозки грузов весом до 200 кг. При одном пассажире и водителе или 250 кг. Груза без пассажира. Кузов имел три двери: две боковые для водителя и пассажира и одну двухстворчатую заднюю для грузового отделения. Каркас кузова изготовлен из березы и собран на специальном клее и болтах. Филенки кузовных панелей изготовлены из бакелитизированной фанеры с декоративной пропиткой и лакировкой наружной поверхности. Деревянная крыша кузова обита гранитолем или материалом автобим. Отличие шасси данного автомобиля от шасси стандартного автомобиля модели 401-420 заключается в применении усиленных рессор (восемь листов), а также в изменении наливкой горловины бензинового бака, крепления заднего буфера, пучка проводов (из-за измененной установки заднего фонаря и плафона внутреннего освещенья). Новыми по конструкции являются держатель запасного колеса (в кузове под полом грузового отделения) и кронштейн заднего номерного знака.
  • 401 Пикап - Необходимость в пикапах на базе легковых автомобилей, предназначенных для перевозки небольших партий грузов, была постоянной. Машины для таких целей до войны выпускались на Горьковском автомобильном заводе. Но после войны их производство было прекращено. Поэтому инженеры МЗМА вели работы по разработке подобного автомобиля. Результатом их работы стала постройка нескольких опытных образцов пикапов, отличавшихся друг от друга длиной, конструкцией платформы и типом шин (в том числе внедорожным протектором). Конструктивно кузов пикапов делался так, что задние выступающие колесные ниши удачно использовались в качестве основы для продольных пассажирских сидений. Заводские эксперименты не прошли даром и на базе разработанного пикапа был построен автомобиль АПА-7.

Габаритные размеры "Москвич - 401- 420"

абаритные размеры "Москвич - 401- 420". Фото

Общие сведенья

Тип кузова Седан
Число мест (включая место водителя) и вес перевозимого груза, кг 4
Вес автомобиля, кг:
- снаряженного автомобиля, кг:
- - без нагрузки
- - с полной нагрузкой
780

855
1155
Распределение веса снаряженного автомобиля с максимальной по осям, %:
- на переднюю ось
- на заднюю ось

47
53
Габаритные размеры, мм:
- длина
-ширина
- высота (в ненагруженном состоянии)

3855
1400
1555
База, мм 2340
Колея колес на плоскости дороги, мм:
- передних
- задних

1105
1168
Наименьшее расстояние от плоскости дороги до низших точек шасси при полной нагрузке и нормальном давлении воздуха в шинах, мм:
- до поперечины передней подвески
- до картера заднего моста

200
200
Наименьший радиус поворота по следу переднего колеса, м 6
Углу въезда (с полной нагрузкой):
- передний
- задний

36 гр.30 мин.
18 гр.
Наибольшая скорость на горизонтальном, ровном участке автомобильной дороги при полной нагрузке (в летнее время), км/ч 90
Топливо Бензин А66 (ГОСТ 2084-67)
Контрольный расход топлива летом для исправного (прошедшего обкатку) автомобиля, движущегося с полной нагрузкой при постоянной скорости 30-50 км/ч на горизонтальном и ровном участке автомобильной дороги л/100 км 8
Эксплуатационный расход топлива, л/100 км 9

Кузов

Тип и конструкция Закрытый, цельнометаллический, несущий
Число дверей 4
Оборудование кузова Два вещевых ящика, ящик для инструмента, противосолнечный козырек, зеркало заднего вида, коврики

Двигатель

Модель 401
Тип Нижнеклапанный
Число цилиндров 4
Диаметр цилиндра, мм 67,5
Ход поршня, мм 75
Рабочий объем, л 1,07
Степень сжатия 6,27
Максимальная мощность, л.с. 26 при 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент, кГм 5,8 при 2200 об/мин
Минимальный удельный расход топлива, г/э, л.с.ч. 290
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Система питания:
- карбюратор
- топливный насос

К-25А
Диафрагменный, с отстойником в голове, с рычагом для ручной подкачки

Трансмиссия

Сцепление Однодисковое, с сухое, с гасителем крутильных колебаний, привод включения - механический
Коробка передач Трехступенчатая, с синхронизаторами для второй и третьей передач
Передаточные числа коробки передач:
- первой передачи
- второй передачи
- третьей передачи
- заднего хода

3,53
1,74
1
4,61
Карданный вал Открытого типа, трубчатый
Карданные шарниры Два, с игольчатыми подшипниками: скользящее соединение в удлинителе коробки передач
Главная передача Конические шестерни со спиральным зубом
Передаточное число 5,14
Полуоси Полуразгруженного типа, фланцевые

Ходовая часть

Подвеска передних колес Независимая, пружинная, с продольными рычагами
Подвеска задних колес На двух продольных полуэллиптических рессорах
Амортизаторы передней и задней подвесок Гидравлические, одностороннего действия, рычажные
Колеса 3.00 Д.-16"
Шины 5.00-16"

Рулевое управление

Рулевой механизм Глобоидальный червяк с трехзубым сектором
Передаточное число 15
Рулевое колесо С тремя спицами
Диаметр рулевого колеса, мм 400
Рулевая трапеция Двухзвенная

Тормоза

Ножной тормоз Колодочный, с гидравлическим приводом на все колеса
Ручной тормоз (стояночный) С тросовым приводом на задние колеса
Тормозные барабаны передних и задних колес Неразъемные со ступицами колес
Диаметр главного и колесных тормозных цилиндров, мм Главный - 26, колесные: передние - 27, задние - 25

Электрооборудование

Система проводки Однопроводная, плюс соединен с массой
Номинальное напряжение в сети, в 6
Аккумуляторная батарея 3-СТ-60
Катушка зажигания Б3-А
Распределитель зажигания Р34
Свечи зажигания А11У
Генератор Г29
Реле-регулятор РР29
Стартер СТ28-Б
Фары ФГ5-А1
Радиоприемник Нет
Антенна Нет

Заправочные емкости, л

Топливного бака 31
Системы охлаждения двигателя (с отопителем кузова) 6
Системы смазки двигателя 3,3
Воздушного фильтра (ванны) 0,45
Системы гидравлического привода сцепления -
Картера коробки передач (с удлинителем) 0,45
Картера заднего моста 0,90
Картера рулевого механизма 0,13
Система гидравлического привода тормозов 0,5

Интерьер "Москвич - 401- 420"