"Москвич-Г3"
"Москвич-ГЗ" - гоночный автомобиль национальной формулы "Юниор", построенный в лаборатории спортивных автомобилей МЗМА в одном экземпляре, в проектной документации носивший также обозначения "Москвич-407Г" и "Юниор". Авторы конструкции – И. А. Гладилин и Л. М. Шугуров.
Работа над проектом началась в январе 1960 г., а постройка автомобиля была закончена в апреле 1961 года.
Шасси представляло собой мощную раму в виде пространственной фермы из стальных труб диаметром 38 мм с легкосъемными алюминиевыми кузовными панелями. Двигатель был расположен спереди с поворотом 10° относительно продольной оси, редуктор главной передачи смещен вправо на 214 мм. Это дало возможность пропустить карданный вал справа от места гонщика, но пришлось сидение водителя сместить влево относительно продольной оси автомобиля. Это было сделано для того, чтобы понизить центр тяжести автомобиля "Москвич-Г3". Подвеска передних колес была пружинная независимая, задняя рессорная зависимая. Подвеска "Москвич-Г3" базировалась на узлах от "Москвича-407". Коробка передач, рулевой механизм и задние амортизаторы были использованы от "Москвича-410Н". Изначально на "Москвич-Г3" устанавливался форсированный двигатель модели "М-407" объемом 1358 см3, со степенью сжатия 9,1 единиц. С блоком из четырех карбюраторов "Ленкарз-К28" мотор выдавал 70 л.с. при 4800 об/мин, которые разгоняли автомобиль до 170 км/ч. В автомобиле на задние колеса приходилось 52 процента полной массы.
В сезоне 1961 г. на "Москвиче-Г3" выступал Ю. Чвиров, выигравший чемпионат СССР. Всего были заготовлены три рамы с подвесками колес, однако еще два экземпляра модели "Москвиче-Г3" построены не были из-за ее неустранимых конструктивных недостатков: большой массы (654 кг) и лобовой площади (0,84 м2), – и неиспользованные заготовки были списаны осенью 1961 г.
К сезону 1962 г. "Москвич-Г3" был модернизирован: установили колеса уменьшенного размера, новая выпускная система и двигатель повышенной до 76 л. с. мощности (за счет установки поршней с выпуклыми днищами, усовершенствованного распредвала и новых, более совершенных карбюраторов К-99 вместо четырех карбюраторов Ленкарз-К28). Все это позволило повысить мощность двигателя до 76 л.с. при 5500 об/мин, и увеличить потолок скорости до 177 км/ч. В таком варианте автомобиль участвовал в гонках по 1965 г. включительно и на нем были одержаны четыре победы на этапах чемпионатов СССР; Ю. Чвиров в 1961 и 1962 гг. становился чемпионом, а Е. Веретов в 1963 г. занял второе место.
В 1965 г. в связи с готовившейся передачей автомобиля заводу "Станколиния" была проведена его "обратная" переделка: установлены серийные поршни, распредвал, карбюратор, стандартный выпускной коллектор, вертикальный распределитель зажигания. "Москвич-Г3" был передан заводу в 1966 г., но, по всей видимости, участия в гонках больше не принимал.
Технические характеристики "Москвич-Г3"
1961 год |
1962 год |
|
Масса, кг: | ||
|
605 |
- |
|
654 |
640 |
Максимальная скорость, км/ч | 170 |
177 |
Двигатель: | ||
|
"Москвич-407" |
"Москвич-407" |
|
рядный |
рядный |
|
4 |
4 |
|
4 |
4 |
|
OHV |
OHV |
|
76 |
76 |
|
75 |
75 |
|
1358 |
1358 |
|
9,1 |
9,5 |
|
70 (4800) |
76 (5500) |
|
переднее |
переднее |
|
К-28Б |
К-99 |
|
4 |
4 |
Число передач | 4 |
4 |
Шасси | трубчатая пространственная рама |
трубчатая пространственная рама |
Габариты, мм: | ||
|
3544 |
3544 |
|
1424 |
1424 |
|
1035 |
1035 |
|
1262 |
1262 |
|
1250 |
1250 |
|
2150 |
2150 |
Тип передних тормозов | барабанные |
барабанные |
Тип задних тормозов | барабанные |
барабанные |
Передние шины | 5,60-15" |
5,90-13" |
Задние шины | 5,60-15" |
5,90-13" |
Передняя подвеска | независимая, пружинная |
независимая, пружинная |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная |
зависимая, рессорная |
Объем топливного бака, л | 45 |
45 |