"Москвич-403Э-424Э"

МЗМА-403Э-424Э. Фото

"Москвич 403Э-424Э" – опытная модель москвича, выпущенная в 1949 году. Серийно не выпускался.

В конце 1940х годов отечественная промышленность развивалась семимильными шагами. Далеко не последнее место отводилось автомобильной промышленности вообще и автоспорту в частности. ГАЗ занял прочную позицию на треках страны, на пятки горьковчанам наступали москвичи с ЗИСа.

МЗМА в те года обладал весьма слабой технической базой. Кузов "КИМ-10-50", например, штамповался на формах, произведенных в США, а "Москвич-400", по сути, даже не являлся копией довоенного Опеля-Кадета, он был им! Штампы деталей кузова были вывезены из Германии в качестве трофеев! И нет ничего удивительного, что к концу 1940х годов внешность "Москвича-400" оказалась безнадежно устаревшей. Срочно нужны были новые автомобили и в 1949 году появилась опытная партия автомобилей "Москвич-403Э-424Э" (считается, что их было построено всего шесть штук). Планировалось, что эта обновленная модель заменит на конвейере устаревшую 400-ую модель. Силовой каркас и шасси остались без изменений, главное отличие заключалось в новых навесных панелях кузова, капоте аллигаторного типа, коробке передач с рычагом переключения на рулевой колонке и горизонтальном расположении запасного колеса. Для внедрения нового кузова (424) требовались новые штампы, которые МЗМА самостоятельно изготовить не мог, валюта на их приобретение за границей выделена не была, и новый кузов в серию не пошел.

Макет "Москвич 403Э-424Э". Фото

Однако проделанная конструкторами работа не пропала, а пригодились в автоспорте, и в 1950 году "Москвич-403Э-424Э" отправился на первый чемпионат СССР по автогонкам. Вместо устаревшего мотора "Москвич-401" автомобиль был оснащен экспериментальным рядным четырехцилиндровым двигателем "Москвич-403Э", с алюминиевой головкой блока цилиндров, расположенными вверху впускными клапанами. Силовой агрегат объемом 1074 см3 выдавал 33 л.с. при 3900 об./мин. Таких показателей хватало чтобы разогнать автомобиль весом 880 кг до 110 км/ч. Но не больше. В 1950 году, участвуя в гонках на "Москвич-403Э-424Э", спортсменам ничего не удалось добиться.

В 1951 году "Москвич-403Э-424Э" предстал в новой виде. На шасси экспериментальной модели "МЗМА-403Э-424Э" были построены два опытных экземпляра автомобиля с двухдверным кузовом купе. Изменения претерпел и силовой агрегат - теперь это был форсированный рядный четырех цилиндровый двигатель от модели "M-400". Он имел масляный радиатор, впускные клапаны увеличенного диаметра, увеличенный до 1190 см3 рабочий объем и увеличенную до 6,5 степенью сжатия. Помимо этого двигатель был оснащен алюминиевой головкой блока цилиндров, алюминиевым впускным коллектором и распредвалами с более широкими фазами. Его мощность составляла 35 л.с. при 4200 об./мин. Эти изменения позволили разогнать машину, вес который уменьшился на 30 кг (до 850 кг), до максимальных 123 км/ч. Этого хватило, чтобы автогонщик А. Ипатенко, выступая на чемпионате СССР за рулем одной из этих машин, занял второе место.

Макет "Москвич 403Э-424Э". Фото

В 1954 году на базе одного из купе был построен родстер с низким кузовом, получивший название "Москвич-404-Спорт". Спортивный автомобиль был сконструирован под руководством начальника экспериментального цеха МЗМА И.А. Гладилина. Он выгодно отличался от своих предшественников. Благодаря меньшей площади лобового сопротивления, значительно улучшилась аэродинамика автомобиля. Помимо этого, на "Москвич-404-Спорт" был установлен тогда еще опытный верхнеклапанный двигатель "М-404" с полусферической камерой сгорания.

Москвич-404-Спорт. Фото