"Москвич - 403"

"Москвич - 403". Фото

"Москвич - 403" - советский легковой автомобиль малого класса, выпускавшийся на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА) с декабря 1962 по июль 1965 года. Являлся переходной моделью между находившимся на конвейере до 1963 года "Москвичом-407" и автомобилем "Москвич-408", пошедшим в серию в 1964. Всего было выпущено 105 726 "Москвичей-403" с модификациями.

В октябре 1963 года с конвейера автозавода сошел последний автомобиль модели М-407. Завод полностью перешел на выпуск переходной модели М-403, выпуск которой параллельно со старой моделью был начат 18 декабря 1962 года.

"Москвич - 403" базовой модели практически не имел внешних отличий от "Москвича-407", за исключением задних фонарей, которые стали трёхсоставными взамен двухсоставных. Только так называемая "экспортная" (на самом деле на экспорт часто предлагались оба варианта оформления, как разные комплектации) модификация - М-403Э - имела изменённое оформление - широкую решётку радиатора с прямоугольными обводами, изменённый ("двухэтажный") молдинг боковины, окрашенные под цвет кузова задние фонари, внешние зеркала заднего вида. Основная масса выпуска модели имела обычное оформление. Вместо старомодных клыков на стыках частей бампера появились небольшие накладки. На вкладыше орнамента переднего крыла вместо индекса 407 устанавливался индекс 403. В салоне можно было увидеть новую рулевую колонку. Само рулевое колесо благодаря утопленной ступице, двум широким спицам и полному кольцу звукового сигнала, помещенному в плоскости обода, стало удобнее и современнее. При этом все элементы руля были по-прежнему выполнены в светлых тонах, хотя на Москвиче-408 и 412 они были уже черного цвета.  Переключатель поворотников был перемещён на левую сторону (до этого был наверху рулевой колонки). Изменение механизма привода управления КПП (тонкостенная труба вала управления коробкой передач была размещена внутри рулевой колонки) в сочетании с новым компактным механизмом переключения поворотов позволило более рационально оформить рулевую колонку и отказаться от декоративного рулевого кожуха. Вал переключения передач был выполнен концентричным рулевому валу, вместо расположенного сбоку от него соосно у М-407, что позволило значительно уменьшить уровень вибраций рычага.

Первоначально на автомобиль "Москвич - 403" устанавливался двигатель модели 407Д. От модели 407 он отличался только смещением переходника передней подвески двигателя на 15 мм назад и установкой гидравлического привода сцепления. В апреле 1964 года его сменил двигатель 407Д1, представлявший переходную модель к М-408. Он устанавливался не только на автомобиль "Москвич - 403", но и на его модификации "Москвич-424" – универсал и "Москвич-432" – фургон. По мощности и экономическим параметрам этот двигатель не отличался от двигателей моделей 407 и 407Д, но имел повышенную надежность и долговечность. На нем был установлен ряд измененных деталей: коленчатый вал с увеличенными коренными шейками диаметром 57 мм (было 51мм), маховик коленчатого вала, блок цилиндров с увеличенными постелями под коренные шейки коленвала, вкладыши коренных подшипников, поддон картера, распределитель зажигания, появился задний сальник коленвала (ранее его заменял буртик с маслосгонной резьбой), и другие детали.

Самые поздние М-403 по некоторым данным могли комплектоваться уже 50-сильным «408-м» мотором с двухкамерным карбюратором.

"Москвич - 403" имел новый радиатор с большей эффективностью охлаждения двигателя. Рулевой механизм с маятниковым рычагом, закрепленном на правом лонжероне подмоторной рамы, был заимствован от перспективного М-408 , как и передняя подвеска с двумя шаровыми шарнирами с каждой стороны (у М-402 и М-407 подвеска имела с каждой стороны один шаровой шарнир и один цилиндрический палец), тормоза, подмоторная рама и щит передка. Педали сцепления и тормоза были переделаны из напольных в подвесные, соответственно главный тормозной цилиндр был перенесён под капот (ранее размещался под полом). Привод сцепления стал гидравлическим. Впервые в отечественном автомобилестроении были применены саморегулирующиеся колёсные тормозные цилиндры («с самоподводом»).

Появился омыватель ветрового стекла, который приводился в действие ножной гашеткой, но привод стеклоочистителей оставался механическим.

Модификации "Москвич - 403"

  • 403 - базовая модель с кузовом седан, выпускалась в 1963-1965 гг.;

"Москвич - 403". Фото

"Москвич - 403"

  • 403Б - автомобиль с ручным управлением для инвалидов;
  • 403М - медицинская версия, этот автомобиль, как и предшественник использовался для перевозки медицинского персонала и обслуживания больных на дому. На лобовом и заднем стеклах у них были нарисованы знаки Красного Креста;
  • 403Т - модификация для работы в такси. Оснащалась счётчиком, фонарём зелёного цвета в правом углу ветрового стекла и «шашечками» на передних дверях;
  • 403ИЭ - "исполнение экспортное". Отличалась формой решётки радиатора с угловыми подфарниками, иными молдингами, задними фонарями и «птичкой» над задним номерным знаком. Невзаимозаменяемость кузовных деталей Москвича-403ИЭ от Москвича-403 состоит в передних крыльях (модель 403ИЭ имела совершенно другую облицовку радиатора и передние подфарники, а также по другому расположенные отверстия для крепления новых молдингов), дверях и задних крыльях (из-за крепления новых молдингов). В салоне был внедрен новый тип кожзаменителя на нетканой основе, из которого изготавливалась обивка потолка. Кроме того, "Москвич - 403"ИЭ комплектовался наружным зеркалом, размещенным на левом крыле. Остальные детали были взаимозаменяемы с "Москвич - 403", в том числе - задние фонари, которые хоть и выглядели совсем иначе, но по посадочным местам подходили;

"Москвич-403Э" 1963 год.. Фото

"Москвич-403Э" 1963 год.

  • 403Ю - модификация для южного климата;
  • 424 - универсал на базе модели Москвич-423Н с угловатыми рамками задних дверей и идущим вдоль всей крыши цельным водосточным желобком. Заднее сиденье складывалось, образуя грузовой отсек длиной 1473 мм и шириной 1220 мм. При сложенных задних сиденьях универсал мог перевозить 250 кг груза и двух человек, включая водителя. Для запасного колеса под полом предназначалась горизонтальная ниша. Задние рессоры были на 5 мм шире, чем у базового седана. Задняя дверь с погрузочной высотой в 760 мм открывалась на левую сторону. Универсал выпускался в 1963-1965 гг.;

"Москвич - 424". Фото

"Москвич - 424"

  • 424Э - экспортный универсал на базе модели «Москвич-424». Экстерьер автомобиля идентичен базовой модели седана;

"Москвич - 424Э". Фото

"Москвич - 424Э"

  • 432 - фургон. Москвич-432 это дальнейшее развитие конструкции модели Москвич-430 с узлами и агрегатами "Москвич - 403". У Москвича-432 боковину кузова, в отличие от модели 430, сделали цельноштампованной. Правда, при этом пришлось применить дополнительную профильную стойку. Зато конструкция и изготовление кузова упростились. Были введены зеркала заднего вида, установленные на передних крыльях, что позволило избавиться от окна в задней двери и окна в перегородке между пассажирским и грузовым отделениями. Производство автомобиля было начато в 1963 году и прекращено в 1965-м.

"Москвич-432". Фото

"Москвич - 432"

Габаритные размеры "Москвич - 403"

Технические характеристики "Москвич - 403"

КУЗОВ
Тип кузова Седан
Количество дверей 4
Количество мест 4
Длина 4040 мм
Ширина 1540 мм
Высота 1600 мм
Колесная база "Москвич - 403" — это продольное расстояние между осями передних и задних колёс в автомобиле. 2380
Колея передняя - это расстояние между серединами отпечатков шин передней оси на дороге. 1225
Колея задняя 1220
ДВИГАТЕЛЬ
Расположение двигателя Спереди, продольно
Объем двигателя "Москвич - 403" – это суммарный объем его цилиндров. 1360 см3
Тип цилиндра Рядный
Количество цилиндров 4
Ход поршня 75 мм
Диаметр цилиндра 76
Cтепень сжатия 7
Количество клапанов на цилиндр "Москвич - 403" 2
Система питания Карбюратор
Мощность "Москвич - 403" - измеряется в киловаттах либо лошадиных силах. 45/4500 л.с
Крутящий момент "Москвич - 403" - момент силы крутящего колеса для преодоления сопротивления движению. 88/2600 н*м
Топливо АИ-80
ТРАНСМИССИЯ
Передаточное отношение главной пары "Москвич - 403", – это отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. 4.55
Привод Задний
Количество передач (мех коробка) "Москвич - 403", – Число ступеней переключения передач. 4
ПОДВЕСКА
Тип передней подвески Поворотный кулак
Тип задней подвески Поворотный кулак
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Тип рулевого управления Глобоидный червяк с рециркулирующими шариками
Диаметр разворота 9.9 м
ТИП ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ
Передние тормоза Барабанные
Задние тормоза Барабанные
ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Объем топливного бака 35
Максимальная скорость 115 км/ч
Расход топлива на шоссе 6.5 л/100км
Расход топлива в городе 10 л/100км
Расход топлива Смешанный цикл 8
Клиренс Дорожный просвет (клиренс) "Москвич - 403". 200 мм
Снаряженная масса автомобиля 900 кг
Допустимая полная масса 1280 кг
Размер шин 5.60-15
Размер дисков 4.5 Кх15