"Москвич-2150"
"Москвич-2150" - советский легковой автомобиль повышенной проходимости малого класса, разрабатывавшийся на заводе АЗЛК в Москве в начале 1970-х на основе серийных автомобилей «Москвич». Серийно не выпускался.
В середине 1950-х годов в СССР был создан целый ряд легковых автомобилей с колёсной формулой 4х4, которые в целом можно охарактеризовать как "комфортабельные внедорожники". К ним относились ГАЗ-М72 среднего класса на базе Победы ГАЗ-М20 (1955), "Москвич - 41"0 (седан) и "Москвич - 411" (универсал) малого класса на базе "Москвича-402/407". У этих машин было много общего. Все они были созданы на основе серийных легковых автомобилей с несущим кузовом типа "седан" (точнее, ГАЗ-М72 - "фастбэк-седан", "Москвич - 411" - универсал). Кузов получил местное усиление и жесткие мосты с зависимой рессорной подвеской. В трансмиссию была добавлена раздаточная коробка - у М72 от серийного "ГАЗ-69", у "Москвича - 410" - вновь разработанная. По результатам эксплуатации, автомобили были признаны в целом соответствующими своему назначению, но, вместе с тем, был отмечен и ряд недостатков. Особенно плохо показал себя Москвич: жесткость кузова была недостаточна, слабая раздаточная коробка часто выходила из строя, невысокой оказалась и комфортабельность по причине жесткой ходовой части и высокого уровня шумности полноприводной трансмиссии.
Стало ясно, что специализированный полноприводный легковой автомобиль не может быть создан на шасси обычной легковушки. Впоследствии, ГАЗ продолжил работы над полноприводными версиями своих седанов и универсалов, которые выпускались очень малыми сериями. На МЗМА же пошли по пути создания легкового вездехода "с нуля".
В середине пятидесятых годов на МЗМА под руководством инженера И. А. Гладилина был спроектирован автомобиль, получивший обозначение "Москвич-415", максимально использующий серийные детали. Основным отличием от предыдущих разработок стало использование отдельной лонжеронной рамы вместо несущего кузова, что позволило создать более легкую, живучую и долговечную конструкцию. Дизайн был выдержан в стилистике американского Willys, как и у большинства вездеходов того времени (например, Toyota Land Cruiser). В 1960 году появился прототип "Москвич - 416", отличающийся закрытым кузовом и компоновкой салона. Обе машины успешно прошли заводские испытания. Позднее появились версии с двигателем М-408. Однако, из-за отсутствия интереса отраслевого министерства к довольно удачной конструкции, и полной загрузке производственных мощностей завода, серийное производство налажено не было. Более того, модели 410 и 411 были сняты с производства в пользу увеличения выпуска пользовавшихся спросом за рубежом экспортных модификаций.
В начале семидесятых годов, уже после создания аналогичных автомобилей за рубежом, в СССР на государственном уровне вновь появился интерес к созданию компактного комфортабельного внедорожника. В рамках данного проекта были созданы несколько конкурирующих конструкций: на АвтоВАЗе - будущий "ВАЗ-2121" "Нива", а на Ижмаше - "Иж-14".
На переименованном к этому времени в АЗЛК московском заводе в 1973 году был подготовлен конкурент "Ниве" и "Иж-14" на базе старых разработок внедорожников. Ведущим конструктором нового автомобиля был опытный специалист Н.И.Баранов, а дизайнером - В.Э.Вядро. На базе "Москвич-415" с мягким верхом и "Москвич-416" с жестким верхом под руководством И.А. Гладилина были созданы два опытных прототипа автомобиля повышенной проходимости: "Москвич-2148" с мягким верхом и "Москвич-2150" с жестким верхом. В его основе лежала мощная лонжеронная рама. Агрегатная часть была унифицирована с моделью автомобиля "Москвич-2140", планировавшейся в то время к производству. Дизайн интерьера разрабатывал И.А. Зайцев. Он же и создал новую панель приборов с элементами пассивной безопасности. На машине была увеличенна колесная база (2270мм) и колея, что сделало машину более устойчивой при движении на большой скорости.
Учитывая особенности круглогодичной эксплуатации автомобиля в сельской местности при отсутствии сервисных станций, конструкторы машины предусмотрели в лишь шесть точек смазки, установили предпусковой подогреватель, а герметичная система охлаждения мотора наполнялась антифризом. Два топливных бака общей емкостью 60 литров с заливными горловинами по обеим сторонам машины обеспечивали запас хода не менее 500км с одной заправкой. Задние сиденья имели откидные сдвоенные подушки, что делало автомобиль пригодным для перевозки объемного груза. Доступ в салон сзади осуществлялся через откидной борт и специальную подножку.
Кузова новых автомобилей выглядели современнее предыдущих образцов, хотя по-прежнему имели строгий утилитарный вид. Кузов "Москвича-2148" имел дугу безопасности. Двери новых автомобилей имели травмобезопасные не выступающие за габарит кузова наружные ручки дверей. Стекла боковых окон "Москвича-2150" были сделаны сдвижными. На новинках стоял двигатель в 1,5 л. мощностью 75 л./сил., 4-х ступенчатая КПП, пластиковое торпедо и травмобезопасная рулевая колонка.
Вся оптика, кроме основных "четыреста двенадцатых" фар была взята от ГАЗ-66. Сзади лишь добавили стандартный "москвичевский" осветитель номерного знака.
Автомобили получили двигатель М-412 вместо устаревшего мотора модели 407, стоявшего на старых образцах автомобилей повышенной проходимости моделей 415 и 416.
Проведенные испытания показали, что машина прекрасно соответствует своему назначению. Внедорожник преодолевал брод до 0,6 м, уверенно двигался по глине, песку, пахоте. Автомобиль достаточно комфортабелен и динамичен. Максимальная скорость по шоссе равнялась 120 км/ч. Высокую оценку "Москвич-2150" получил и у военных специалистов, которые знакомились с ним на своем полигоне в Бронницах.
Московский внедорожник получился отличным по концепции от автомобиля "Нивы", более приближенным к "классическим" внедорожникам - с отдельной лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами. В соревновании трех заводов победил АвтоВАЗ, сумевший создать наиболее комфортабельную и конкурентоспособную на мировом рынке, хотя и менее "внедорожную", конструкцию. Однако, "Москвич-2150" заинтересовал военных. Формально, министерством обороны была отдана команда на создание производства под выпуск 60 тысяч автомобилей в год на заводе в городе Кинешма, однако, профинансирована она не была.
В 1974 году И.А.Гладилин вместе с Н.И.Барановым начинает работу над новым внедорожником с независимой подвеской всех колес и массой оригинальных решений, заложенных в его конструкцию. Внезапная смерть И.А.Гладилина в 1975 году прервала дело, которому было отдано без малого двадцать лет жизни. На АЗЛК все работы по этой тематике были прекращены.
Технические характеристики "Москвич-2150"
кузов | закрытый, трехдверный на лонжеронной раме |
количество дверей | 3 |
количество мест | 6 |
длина | 3615 мм |
ширина | 1626 мм |
высота | 1850 мм |
колесная база | 2270 мм |
колея передняя | 1220 мм |
колея задняя | 1220 мм |
дорожный просвет | 220 мм |
расположение двигателя | спереди продольно |
тип двигателя | 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный, четырехтактный |
объем двигателя | 1478 см3 |
Мощность | 75/5800 л.с. при об/мин |
Крутящий момент | 111,8/3800 Н*м при об/мин |
Клапанов на цилиндр | 2 |
КП | четырехступенчатая механическая |
Подвеска передняя | на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах |
Подвеска задняя | на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах |
Тормоза передние | барабанные |
Тормоза задние | барабанные |
Расход топлива | л/100 км |
тип привода | полный |