"Москвич-2150"

"Москвич-2150". Фото

"Москвич-2150". Фото

"Москвич-2150" - советский легковой автомобиль повышенной проходимости малого класса, разрабатывавшийся на заводе АЗЛК в Москве в начале 1970-х на основе серийных автомобилей «Москвич». Серийно не выпускался.

В середине 1950-х годов в СССР был создан целый ряд легковых автомобилей с колёсной формулой 4х4, которые в целом можно охарактеризовать как "комфортабельные внедорожники". К ним относились ГАЗ-М72 среднего класса на базе Победы ГАЗ-М20 (1955), "Москвич - 41"0 (седан) и "Москвич - 411" (универсал) малого класса на базе "Москвича-402/407". У этих машин было много общего. Все они были созданы на основе серийных легковых автомобилей с несущим кузовом типа "седан" (точнее, ГАЗ-М72 - "фастбэк-седан", "Москвич - 411" - универсал). Кузов получил местное усиление и жесткие мосты с зависимой рессорной подвеской. В трансмиссию была добавлена раздаточная коробка - у М72 от серийного "ГАЗ-69", у "Москвича - 410" - вновь разработанная. По результатам эксплуатации, автомобили были признаны в целом соответствующими своему назначению, но, вместе с тем, был отмечен и ряд недостатков. Особенно плохо показал себя Москвич: жесткость кузова была недостаточна, слабая раздаточная коробка часто выходила из строя, невысокой оказалась и комфортабельность по причине жесткой ходовой части и высокого уровня шумности полноприводной трансмиссии.

Стало ясно, что специализированный полноприводный легковой автомобиль не может быть создан на шасси обычной легковушки. Впоследствии, ГАЗ продолжил работы над полноприводными версиями своих седанов и универсалов, которые выпускались очень малыми сериями. На МЗМА же пошли по пути создания легкового вездехода "с нуля".

В середине пятидесятых годов на МЗМА под руководством инженера И. А. Гладилина был спроектирован автомобиль, получивший обозначение "Москвич-415", максимально использующий серийные детали. Основным отличием от предыдущих разработок стало использование отдельной лонжеронной рамы вместо несущего кузова, что позволило создать более легкую, живучую и долговечную конструкцию. Дизайн был выдержан в стилистике американского Willys, как и у большинства вездеходов того времени (например, Toyota Land Cruiser). В 1960 году появился прототип "Москвич - 416", отличающийся закрытым кузовом и компоновкой салона. Обе машины успешно прошли заводские испытания. Позднее появились версии с двигателем М-408. Однако, из-за отсутствия интереса отраслевого министерства к довольно удачной конструкции, и полной загрузке производственных мощностей завода, серийное производство налажено не было. Более того, модели 410 и 411 были сняты с производства в пользу увеличения выпуска пользовавшихся спросом за рубежом экспортных модификаций.

В начале семидесятых годов, уже после создания аналогичных автомобилей за рубежом, в СССР на государственном уровне вновь появился интерес к созданию компактного комфортабельного внедорожника. В рамках данного проекта были созданы несколько конкурирующих конструкций: на АвтоВАЗе - будущий "ВАЗ-2121" "Нива", а на Ижмаше - "Иж-14".

На переименованном к этому времени в АЗЛК московском заводе в 1973 году был подготовлен конкурент "Ниве" и "Иж-14" на базе старых разработок внедорожников. Ведущим конструктором нового автомобиля был опытный специалист Н.И.Баранов, а дизайнером - В.Э.Вядро. На базе "Москвич-415" с мягким верхом и "Москвич-416" с жестким верхом под руководством И.А. Гладилина были созданы два опытных прототипа автомобиля повышенной проходимости: "Москвич-2148" с мягким верхом и "Москвич-2150" с жестким верхом. В его основе лежала мощная лонжеронная рама. Агрегатная часть была унифицирована с моделью автомобиля "Москвич-2140", планировавшейся в то время к производству. Дизайн интерьера разрабатывал И.А. Зайцев. Он же и создал новую панель приборов с элементами пассивной безопасности. На машине была увеличенна колесная база (2270мм) и колея, что сделало машину более устойчивой при движении на большой скорости.

Учитывая особенности круглогодичной эксплуатации автомобиля в сельской местности при отсутствии сервисных станций, конструкторы машины предусмотрели в лишь шесть точек смазки, установили предпусковой подогреватель, а герметичная система охлаждения мотора наполнялась антифризом. Два топливных бака общей емкостью 60 литров с заливными горловинами по обеим сторонам машины обеспечивали запас хода не менее 500км с одной заправкой. Задние сиденья имели откидные сдвоенные подушки, что делало автомобиль пригодным для перевозки объемного груза. Доступ в салон сзади осуществлялся через откидной борт и специальную подножку.

Кузова новых автомобилей выглядели современнее предыдущих образцов, хотя по-прежнему имели строгий утилитарный вид. Кузов "Москвича-2148" имел дугу безопасности. Двери новых автомобилей имели травмобезопасные не выступающие за габарит кузова наружные ручки дверей. Стекла боковых окон "Москвича-2150" были сделаны сдвижными. На новинках стоял двигатель в 1,5 л. мощностью 75 л./сил., 4-х ступенчатая КПП, пластиковое торпедо и травмобезопасная рулевая колонка.

Вся оптика, кроме основных "четыреста двенадцатых" фар была взята от ГАЗ-66. Сзади лишь добавили стандартный "москвичевский" осветитель номерного знака.

Автомобили получили двигатель М-412 вместо устаревшего мотора модели 407, стоявшего на старых образцах автомобилей повышенной проходимости моделей 415 и 416.

Проведенные испытания показали, что машина прекрасно соответствует своему назначению. Внедорожник преодолевал брод до 0,6 м, уверенно двигался по глине, песку, пахоте. Автомобиль достаточно комфортабелен и динамичен. Максимальная скорость по шоссе равнялась 120 км/ч. Высокую оценку "Москвич-2150" получил и у военных специалистов, которые знакомились с ним на своем полигоне в Бронницах.

Московский внедорожник получился отличным по концепции от автомобиля "Нивы", более приближенным к "классическим" внедорожникам - с отдельной лонжеронной рамой, неразрезными мостами и жесткими рессорами. В соревновании трех заводов победил АвтоВАЗ, сумевший создать наиболее комфортабельную и конкурентоспособную на мировом рынке, хотя и менее "внедорожную", конструкцию. Однако, "Москвич-2150" заинтересовал военных. Формально, министерством обороны была отдана команда на создание производства под выпуск 60 тысяч автомобилей в год на заводе в городе Кинешма, однако, профинансирована она не была.

В 1974 году И.А.Гладилин вместе с Н.И.Барановым начинает работу над новым внедорожником с независимой подвеской всех колес и массой оригинальных решений, заложенных в его конструкцию. Внезапная смерть И.А.Гладилина в 1975 году прервала дело, которому было отдано без малого двадцать лет жизни. На АЗЛК все работы по этой тематике были прекращены.

Технические характеристики "Москвич-2150"

кузов закрытый, трехдверный на лонжеронной раме
количество дверей 3
количество мест 6
длина 3615 мм
ширина 1626 мм
высота 1850 мм
колесная база 2270 мм
колея передняя 1220 мм
колея задняя 1220 мм
дорожный просвет 220 мм
расположение двигателя спереди продольно
тип двигателя 4-цилиндровый, бензиновый, карбюраторный, четырехтактный
объем двигателя 1478 см3
Мощность 75/5800 л.с. при об/мин
Крутящий момент 111,8/3800 Н*м при об/мин
Клапанов на цилиндр
КП четырехступенчатая механическая
Подвеска передняя на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах
Подвеска задняя на двух продольных листовых полуэллиптических рессорах
Тормоза передние барабанные
Тормоза задние барабанные
Расход топлива  л/100 км
тип привода полный

Интерьет "Москвич-2150"

Интерьет "Москвич-2150". Фото