"Москвич - 407"

"Москвич - 407". Фото

Москвич-407 - советский легковой малолитражный автомобиль, усовершенствованная версия " Москвич-402" с модернизированным верхнеклапанным двигателем и улучшенной отделкой, выпускавшаяся с мая 1958 по декабрь 1963 год. Всего выпущено 359 980 экземпляров.

Первые (1958-60) выпуски модели можно было отличить от "Москвича-402" только по уменьшенной высоте "гребенки" над задними дверьми и надписи "Москвич" на капоте под эмблемой. Еще в начале 1959 года к Москвичам прилагалась инструкция от 402-го с вкладышем "Двигатель модели М-407". У 407-го, аналогично "Москвич-402", цифры "425" в обозначении кузова, на его чертежах сохранились, хотя из торгового обозначения исчезли.

"Москвич-407" был значительно дороже своего предшественника. "Москвич-407" стоил 25000 рублей а "Москвич-402" - 15000 рублей.

"Москвич - 407"

На 407-й модели установили новый верхнеклапанный двигатель рабочим объемом 1360 см3 и имощностью 45 лошадиных сил, вместо устаревшего нижнеклапанного силового агрегата мощностью всего 35 лошадиных сил. Мотор получил новую алюминиевую головку цилиндров с верхними клапанами. Появлению подобного двигателя предшествовала долгая работа. До запуска в серийное производство верхнеклапанные моторы устанавливались только на заводских спортивных машинах, которые участвовали в первенствах страны и показали на соревнованиях блестящие результаты. Эти успехи подвигли заводских конструкторов И. И. Окунева, И. А. Гладилина и Я. В. Горячего на создание верхнеклапанного двигателя для серийного "Москвича".Идея, легшая в основу создания "нового" двигателя была очень проста. Конструкторы старались достичь компромисса между имевшимся оборудованием (замена всех станков не входила в планы МЗМА) и прогрессивной новой конструкцией. Альтернатива нашлась: блок цилиндров двигателя 407-го "Москвича" стали изготавливать на уже имеющихся на заводе станках. Принципиальной новинкой в моторе оказалась только алюминиевая головка цилиндров с верхним расположением распределительного вала. Первую сотню 45-сильных моторов изготовили в 1957 году, а с мая 1958-го ими стали комплектовать серийные автомобили.

По наследству от предыдущей модели "Москвичу-407" достался ряд новаторских особенностей конструкции: гнутые (панорамные) ветровые и задние стекла, телескопические амортизаторы двойного действия спереди и сзади, бесшкворневая подвеска передних колес. В стандартную комплектацию автомобиля входил двухдиапазонный шестиламповый радиоприемник А-17. Ветровое стекло защищалось от запотевания теплым воздухом от встроенного отопителя. Сиденья в салоне раскладывались в ровное спальное место, а водительское к тому же получило способность быстрой продольной регулировки с помощью фиксирующего рычажка. Даже по европейским меркам, такое оснащение считалось богатым.

Из приборов в машине был спидометр, одометр, амперметр, указатели количества бензина, давления масла и температуры воды. А вот контрольных ламп вначале было всего две - маленькая синяя дальнего света на спидометре (проградуированом до 140км/ч) и белая включения вентилятора отопителя в его полупрозрачной круглой ручке управления с тремя скоростями. Включение же указателей поворотов отслеживалось по положению маленького белого рычажка на рулевой колонке. Лишь в 1961году на щитке приборов появилась лампочка с красным рассеивателем для контроля за работой указателей поворотов. Капот открывался ручкой под "бардачком" у двери правого переднего пассажира, а багажник - ручкой под задним сидением справа. Таким образом, чтобы полезть в багажник, нужно было сначала открыть правую заднюю дверь. Рычаг ручного тормоза был под передней панелью справа от руля. При необходимости можно было отключить ручник одним быстрым ударом руки, в отличие, скажем, от "Жигулей", где нужно нажать пальцем на кнопку и опустить рычаг. Привод стеклоочистителя был механический, от двигателя.

С декабря 1959 года на "Москвич-407", впервые в отечественном легковом автомобилестроении, стали устанавливать новую четырехступенчатую коробку передач вместо трехступенчатой. Это улучшило динамические и эксплуатационные свойства машины, особенно на грунтовых и горных автодорогах.

В декабре 1960 года шумный редуктор главной передачи с прямозубыми коническими шестернями уступил место более тихой и надежной гипоидной передаче.

Внутренняя обивка кузова "Москвич-407" выполнена из обивочной ткани и кожзаменителя. В частности, нижние части дверей, центральные стойки кузова, стенка под задним сиденьем и полка сзади него, а также части подушек и спинок сидений обиты кожзаменителем. Окрашивается кузов синтетическими автомобильными эмалями, причем для автомобилей типа «Люкс» применяется двухцветная окраска. Передний и задний предохранительные буферы — штампованные, хромированные, составной конструкции, без клыков. Для удобства ремонта кузова его передние и задние крылья сделаны съемными. На полу кузова и в багажном помещении уложены резиновые коврики. На задних стойках боковин кузова закреплены крючки для одежды.

После постановки автомобиля "Москвич-407" в серийное производство, вместо полноприводной модели "Москвич-410" была выпущена полноприводная модификация "Москвич-410Н" с двигателем, коробкой передач и кузовом от "Москвича-407". Передаточное число редуктора главной передачи заднего моста было уменьшено (при этой силовой диапазон трансмиссии вырос с 8,25 до 8,9),В общей сложности до 1960 года АЗЛК изготовил 9340 автомобилей модели "410Н" . Годы выпуска – 1958 -1960. Выпуск полноприводных автомобилей на МЗМА был свернут в начале 60-х из-за недостатка у завода производственных мощностей в связи с ростом экспортной программы базовой модели "Москвич-407". Сами "Москвичи-410Н" на экспорт не поставлялись.

Параллельно "Москвичу-410Н" на основе тех же узлов выпускался универсал "Москвич-411", с кузовом от модели "Москвич-423Н". По одной из версий, появление этих автомобилей связано с попыткой устранить такой недостаток "Москвича-410Н", как слабость конструкции. Не имея возможности полностью переработать конструкцию несущего кузова "Москвича-407", конструкторы МЗМА предложили использовать 423-й кузов, являвщийся более прочным в силу своей геометрии. Всего было выпущено 1515 экземпляров данной модели.

В 1958 году на базе "Москвича-407" с применением кузовных панелей "Москвича-423Н" начался выпуск фургонов с цельнометаллическим кузовом модели "Москвич-430" грузоподъемностью 250 кг. В боковинах фургона не прорубались двери и окна, за передними сиденьями появилась перегородка, отделяющая грузовой отсек. У ранних "Москвичей-430", как и у универсалов "Москвич-423Н", водосточный желобок был изогнутым. Задняя дверь откидывалась на левую сторону и при этом могла быть двух типов - либо остекленная, либо "слепая". Двери устанавливались в соовтетствии с устанавливаемой перегородкой между салоном и грузовым отсеком. Глухая перегородка устанавливалась вместе с глухой задней дверью, а "полуперегородка" или перегородка со смотровым окном устанавливались на автомобилях, комплектовавшихся остекленной задней дверью.

С 1961 года выпускалась более простая версия кузова фургон с цельным бортом, угловатыми подштамповками на месте окон и цельным водосточным желобком вдоль всей крыши.

В 1962 году гарантия на автомобиль была увеличена с 10 000 до 15 000 километров пробега, а в 1963 году - до 20 000 километров.

Успехи Московского завода малолитражных автомобилей в освоении новой продукции не прошли незамеченными и вскоре были оценены по достоинству: в марте 1960 года за создание автомобиля "Москвич-407" МЗМА был награжден Дипломом ВДНХ СССР первой степени. Также 407 получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.

Несколько лет подряд более 50% выпуска "Москвичей-407" уходило на экспорт в Францию, Бельгию, Канаду, Скандинавию, Финляндию, Англию, Мексику, Грецию и другие страны. Выпускались праворульные модификации для массового экспорта в страны с левосторонним движением. Экспортные версии отличались чаще встречавшейся двухцветной окраской и доработанным экстерьером. Именно ради наращивания экспортной программы "Москвича-407" с конвейера были сняты полноприводные модели М-410Н и 411. Бельгийская фирма Scaldia занималась сборкой "Москвичей" из машинокомплектов и продавала их под свои брендом. Всего на экспорт было поставлено 120 903 машины.

"Москвич-407" немало способствовал развитию автомобильного спорта в СССР. Многие гонщики выступали на нем в кольцевых и ипподромных гонках, ралли. Автомобили оснащались форсированными двигателями (до 67л. с. при 4800 об/мин), стабилизаторами поперечной устойчивости и более жесткими пружинами задней подвески. Всего на машинах этой модели было одержано 12 побед на чемпионатах СССР.

В октябре 1956 года Центральный автомотоклуб СССР был принят в члены Международной автомобильной федерации (ФИА). Советский автоспорт получил представительство в международном органе, регулирующем этот технический вид спорта. Советские гонщики вышли на международный уровень. Уже в августе 1958 года наши спортсмены дебютировали на "Москвичах-407" на международном соревновании - ралли "1000 озер" в Финляндии. Спортсмены ехали практически на серийных, не доведенных до спортивного уровня машинах, да и раллийного опыта у советских гонщиков почти не было. Но до финиша дошли все четыре заводских экипажа! В течение следующих четырех лет "Москвичи" успешно штурмовали зарубежные трассы, благодаря чему престиж и, соответственно, экспорт советских автомобилей увеличился в несколько раз.

Осенью 1959 года, во время встречи Никиты Сергеевича Хрущева с президентом США Эйзенхауэром, у них зашла речь об автомобилях. Президент высказался о том, что можно произвести пробу продажи автомобилей "Москвич-407" на американском рынке и добавил, что когда он уйдет в отставку, то будет рад иметь на своем ранчо такой автомобиль. В результате на заводе получили задание: весьма срочно сделать в экспериментальном цехе три автомобиля с полной гарантией качества и с улучшенной отделкой. Окраска автомобилей должна быть желтой, зеленой и вишневой с тем, чтобы облегчить выбор. Организуется круглосуточная работа, отбираются на конвейере три автомобиля и потом обычные разборка, проверка, отделка, сборка, регулировка и опять проверка на автомобиле всех узлов. Кузова заново рихтуются, шлифуются, красятся, обиваются дорогими материалами, оборудуются нестандартными деталями и изделиями атрибутов отделки и комплектации. Через десять или двенадцать дней уставшие, но довольные результатами работы специалисты сдали приемщикам три отличных автомобиля. Но автомобили не попали к Эйзенхауэру. Вскоре американский летчик-разведчик Пауэре на самолете-шпионе "У-2" был сбит над территорией нашего государства, а министр торговли США еще до этого инцидента объявил в печати и по телевидению о том, что он примет все меры к тому, чтобы советский автомобиль "Москвич" не смог попасть на рынки США.

С декабря 1962 года параллельно начался выпуск переходной модели с индексом "Москвич-403". Он уже имел переднюю подвеску новой конструкции, иное рулевое управление, сцепление с гидравлическим приводом и подвесные педали.

Изменения в конструкции и внешнем виде по годам:

  • 1958 год, 1 августа - карбюратор К-59 вместо К-44М
  • 1958 год, октябрь - стали устанавливать реле стартера РС-24Б.
  • 1959 год, февраль - с шасси №119700 редуктор главной передачи 4,62.
  • 1959 год, декабрь - четырехступенчатая коробка передач
  • 1959 год - бамперы без канавки
  • 1960 год 8 февряля - изменена полярность (на "массу" соединен отрицательный полюс)
  • 1960 1 марта - устанавливается радиоприёмник А-17 (вместо А-8М)
  • 1960 год, март - кузова подвергаются бондернизации (оброботке металлической поверхности кузова подогретым раствором фосфорнокислых солей)
  • 1960 год, июль - передний диван устанавливается на подвижные салазки (для регулировки вперед, назад)
  • 1960 год, сентябрь - новая облицовка радиатора (решётка вместо "шара" как на идентично модели Москвич-402) и двухсекционные задние фонари.
  • 1960 год, октябрь - реле-регулятор РР-102 (вместо РР-24Б
  • 1960 год, ноябрь - новый привод дроссельной заслонки (тяги вместо тросика) и карбюратор К-59А, гипоидная главная передача с передаточным числом 4,55.
  • 1960 год, декабрь - изменено передаточное число в приводе к колодкам тормозов с 3,3 до 4,7
  • 1960 год, 21 декабря - с кузова № 224811 введено покрытие нижней части кузова грунтом методом окунания
  • 1960 год - задние фонари с 3 (ранее - с 3) рассеивателями, отличавшиеся лучшей герметичностью и более высокими светотехническими данными;
  • 1961 год, январь - металлическая "капля" на капоте (ранее - красный флажок)
  • 1961 год - антикорозийная обработка внутренних полостей порогов
  • 1962 год, февраль - исчезли клыки с бампера
  • 1962 год - применили резиновые плотнители дверей вместо велюровых

Модификации "Москвич-407"

  • 407 - базовая машина;
  • 407Т - такси, модификация дополнительно оборудована таксометром и зеленым огоньком, имевшая соответствующую окраску кузова;
  • 407Б - автомобиль с ручным управлением, специально для людей с ампутацией или параличом ног. Имел ручное управление сцеплением, тормозом и дроссельной заслонкой.;
  • 407М - медицинский. Модель была оборудована отличительными знаками, аптечкой и внутренней обивкой кузова из легко моющегося кожезаменителя;
  • 407Ю - экспортный вариант для жароких стран;
  • 407 купе - специальный спортивный автомобиль для кольцевых и ипподромных гонок конструкции И. А. Гладилина и Л. М. Шугурова. Его двухместный кузов был легче и посажен относительно колес ниже, чем у серийной модели. Крыша серийного кузова 407-й модели у них была укорочена, из четырех остались лишь  две  передние двери, отсутствовали декоративные элементы, шумоизоляция и обивка, боковые окна были сделаны из плексигласа. Вместо серийных сорока пяти сил мощность двигателя М-407 удалось довести  до 76 л. с. "Москвич-407-Купе" спортсмены окрестили "циклопом". На этих автомобилях гонщики МЗМА завоевали немало призов в ипподромных гонках, а на «кольце» в  1962 году — бронзовую медаль чемпионата страны. Изготовлен в двух экземплярах в 1962 г. До наших дней не сохранились;

Москвич-407 Купе. Фото

  • 410Н - полноприводная модификация с двигателем, коробкой передач и кузовом от "Москвича-407". Годы выпуска 1958 -1960гг, изготовлено 9340 автомобилей. Производство было свернуто в пользу увеличения выпуска экспортных модификаций базового седана;

Москвич-410Н. Фото

  • 411Н - полноприводный автомобиль с кузовом "универсал". Годы выпуска 1958-1960 гг.

Москвич-411Н. Фото

  • 423Н - универсал на базе "Москвича-407". Сложив задние сидения этого автомобиля, можно было перевезти груз массой 250 кг. Годы выпуска 1958 -1963гг.,изготовлено 1515 автомобилей;

Москвич-423Н. Фото

  • 423Ю - модификация 423Н, предназначенная для южного климата;
  • 423Э - модификация 423Н, экспортный;
  • 430 - фургон с цельнометаллическим кузовом, на базе "Москвича-407" с применением кузовных панелей "Москвича-423Н". Предназначен для перевозки мелкопартионных грузов весом до 250 кг при одном пассажире и водителе. Кабина была отделена от грузового отсека перегородкой с небольшим окном. Производился с 1958 по 1964 г. ;

  • 430Ю - модификация "Москвич-430" предназначенная для южного климата;
  • 430Э - экспортная модификация "Москвич-430".
  • 431 - Опытный фургон, представляющий из себя кузов «Москвич-430» на полноприводном шасси «Москвич-410Н». В 1960 году был построен единственный опытный образец.

Москвич-431. Фото

Габаритные размеры "Москвич-407"

Технические характеристики "Москвич-407"

Модель
407
423Н
Год выпуска
1958
1958
Число мест (включая место водителя) и вес перевозимого груза, кг
4
4+100 (2+250)
Вес автомобиля, кг:  
 
- сухой
910
950
- в снаряженном состоянии без нагрузки
990
1030
- в снаряженном состоянии с полной нагрузкой:  
 
- общий
1290
1430
- на переднюю ось
645
630
- на заднюю ось
645
800
Габаритные размеры, мм:  
 
- длина
4055
4055
- ширина
1540
1540
- высота
1560
1600
База, мм
2370
2370
Колея передних и задних колес, мм
1220
1220
Низшие точки (клиренс), мм
200
190
Наименьший радиус поворота, м
6
6
Углы свеса (с полной нагрузкой):  
 
- передний
33°
33°
- задний
19°30'
19°30'
Наибольшая скорость, км/час
115
105
Наибольший расчетный угол подъема на первой передаче
16°
14°
Глубина преодолеваемого брода, м
0,3
0,3
Путь торможения на сухом горизонтальном участке асфальтированного шоссе с полной нагрузкой от скорости 30 км/час до полной остановки (не более), м
6
6
Применяемое топливо
Бензин автомобильный с октановым числом не менее 72
Бензин автомобильный с октановым числом не менее 72
Расход топлива (контрольный) летом, для исправно прошедшего обкатку автомобиля, с полной нагрузкой при постоянной скорости 30-50 км/час, на горизонтальном и ровном шоссе
6,5
7,5

Интерьер "Москвич-407"

Интерьер "Москвич-407". Фото