"Москвич-408"
"Москвич-408" - советский легковой автомобиль малого класса, родоначальник третьего поколения автомобилей "Москвич". Выпускался в Москве на заводе МЗМА с августа 1964 года по декабрь 1975 года и в Ижевске с 1966 по 1967 год.
Разработка автомобиля началась в 1959 году. Создателями М-408 были: главный художник Борис Иванов и главный конструктор Александр Андронов.
Особое внимание при проектировании автомобиля уделялось дизайну. Многие технические решения автомобиль унаследовал от предыдущего поколения, которое в процессе своего производства непрерывно модернизировалось, в результате чего пошедшая в серию в 1963 году модель "Москвич-403", ещё имевшая старый кузов образца 1956 года, уже содержала основные технические элементы будущего "408-го".
На раннем этапе дизайнерами использовалась любопытная техника: пластилиновый макет выполнялся непосредственно на поверхности кузова "живого" серийного "Москвича-407". Впоследствии перешли уже к строительству обычных полноразмерных макетов. Существовало не менее трёх вариантов внешнего вида и множество различных поисковых эскизных набросков. Одновременно с базовым седаном велась разработка вариантов с кузовами "универсал", "фургон", "купе" и "кабриолет". Первые прототипы имели "двухэтажное" оформление передка, как у предыдущей модели, и 15-дюймовые обода колёс. Впоследствии по соображениям улучшения внешнего вида автомобиля размерность колёс была снижена до 13", а решётка радиатора стала однорядной, как на наиболее современных на тот момент серийных моделях западных фирм.
В 1961-1963 годах было построено четыре автомобиля-прототипа с различными вариантами оформления, были проведены их испытания. Впоследствии было построено ещё несколько прототипов, уже предсерийных и по внешности весьма близких к будущему серийному автомобилю.
Первые макетные образцы будущей модели "Москвич-408"
Прототип "Москвич-408". 1962г.
Первый серийный автомобиль модели М-408 с полностью новым кузовом типа "седан" сошел с конвейера МЗМА 1 августа 1964 года, а в 1966 году с конвейера уже сошёл стотысячный автомобиль этой модели (он был экспортной модификации "408Э" с улучшенным внешним оформлением и более мощным двигателем).
С 1964 по 1967 год "Москвич-408" был основной моделью завода, после чего его сменил в этой роли "Москвич-412", хотя и после этого они ещё долго выпускались параллельно.
14 апреля 1966 года вышло Постановление Совета Министров СССР № 238 и Приказ Минавтопрома СССР № 92 "О мерах по дальнейшему развитию производства автомобилей типа "Москвич-408" на МЗМА", предусматривавшие проведение в 1966-1967 годах реконструкции МЗМА, с его расширением и строительством филиала в г. Кинешма, с созданием к 1970-м году в Москве мощностей по производству 200 тысяч автомобилей модели М-408 в год. 20 августа того же 1966 года с главного конвейера завода сошел 100-тысячный автомобиль модели М-408, и в этот же день за досрочное выполнение заданий семилетнего плана, успешную разработку конструкций новых машин и совершенствование технологии производства Указом Президиума Верховного Совета СССР МЗМА был награжден своим первым орденом - Трудового Красного Знамени..
В этом же году производство автомобилей "Москвич" модели 408 было организовано и на Ижевском машиностроительном заводе. В декабре 1966 года при технической поддержке специалистов МЗМА и с использованием поставленных с МЗМА кузовных штамповок здесь была собрана первая партия из 300 автомобилей этой модели. "Москви-408" выпускался с 1966 по 1967 год, и было собрано лишь около 4000 автомобилей этой модели, после чего Ижевский завод, в отличие от МЗМА-АЗЛК, полностью перешёл на выпуск модернизированной модели "Москвич-412".
Автомобиль "Москви-408" имел несущий, цельнометаллический кузов с лонжеронными подрамниками в оконечностях. Сохранив основные габариты практически аналогичными своим предшественникам, автомобиль получил полностью новый, более низкий кузов современной формы, с более просторным и комфортабельным салоном, отличной обзорностью с места водителя и более рациональным расположением пассажиров, а также 13" обода колёс, намного лучше вписывающиеся в представление о дизайне европейской малолитражки начала шестидесятых годов. Стал немного мощнее двигатель, за счёт чего несколько улучшились динамические характеристики, заметно улучшились ходовые качества - устойчивость и управляемость. Тормозная динамика по сравнению с последними моделями предыдущего поколения осталась примерно на том же уровне, однако надёжность работы тормозной системы была повышена, а объём работ по техническому обслуживанию - сокращён за счёт "самоподвода" колёсных тормозных цилиндров.
Передняя подвеска автомобиля "Москви-408" пружинная, независимая, бесшкворневая, параллелограмного типа, на двух поперечных рычагах. До 1969 года верхние рычаги подвески качались на резьбовых втулках, позднее - на не требующих смазки резинометаллических шарнирах (сайлент-блоках). Подвеска характеризуется высокой прочностью и живучестью. Задняя подвеска - зависимая, была выполнена на рессорах.
В агрегатной части особых новаций не наблюдалось. Как уже упоминалось, многие узлы и технические решения "Москвич-408" унаследовал от уже выпускавшихся на тот момент моделей предыдущего поколения - М-407 и в особенности "переходного" М-403.
Двигатель верхнеклапанный, по технологическим соображениям блок цилиндров был оставлен без существенных изменений по сравнению с предыдущей моделью и, следовательно, представлял собой вариант блока "Москвича-400" (за вычетом ряда отличий вроде нового двухкамерного карбюратора К-126). Рабочий объем был увеличен до 1358 см3, а мощность возросла до 50…55 л.с. при 4750 об./мин. Двигатель М-408 характеризовался стабильно хорошими тяговыми характеристиками и высокой эластичностью - максимальный крутящий момент составлял 91,2 Н*м и достигался в широком диапазоне от 2750 до 3200 об./мин.
Коробка передач - трёхходовая, четырёхступенчатая, с синхронизаторами на II, III и IV передачах, аналогична устанавливавшейся на модели "Москвич-407" за вычетом задней опоры, которая была штампованной и помещалась на задней поверхности картера, а не в конце удлинителя. Незначительно изменился рычаг переключателя передач на валике боковой крышки - он стал литым и чуть более длинным. До мая (или июня) 1972 года управление коробкой передач осуществлялось при помощи рычага на рулевой колонке (кроме праворульных модификаций), позднее - напольного рычага.
До января 1968 года автомобиль имел переднее сидение диванного типа с раздельными спинками, позднее - раздельные сидения для водителя и пассажира. Спинки обоих вариантов раскладывались в ровное, но сравнительно короткое спальное место. Основными отделочными материалами салона были крашенный в цвет кузова металл и кожзаменитель (одного или двух цветов). Цветовые решения интерьера были достаточно разнообразны. Экспортные варианты имели более широкую гамму цветовых решений для интерьера.Пластиковые детали были изначально немногочисленны. В 1966 году автомобиль получил с целью повышения безопасности мягкие пластиковые накладки на панель приборов, феврале 1969 года - и на стойки кузова, а с 1971 года панель приборов получила цельную мягкую накладку из пластика. Отопитель, расположенный под приборной панелью, получил возможность забора воздуха как снаружи, так и изнутри кузова. Эффективность отопителя стала гораздо выше благодаря увеличению активной поверхности теплообменника, а также шестилопастному вентилятору и приводу его от более мощного электродвигателя.
Багажное отделение было не слишком велико (372 литра) и имело большую погрузочную высоту, что снижало удобство его использования. Запасное колесо располагалось на его дне плашмя справа, уменьшая полезное пространство багажника ещё больше.
На автомобиле "Москвич-408" был более безопасный (в сравнении с предыдущими моделями) капот двигателя с передними петлями. Инженеры посчитали, что при таком креплении капот не откроется встречным воздушным потоком при неисправном замке.
"Москви-408" отличался стильным и современным по меркам середины шестидесятых годов дизайном, имел достаточно высокие уровни комфорта и комплектации для своего времени и класса. Однако автомобиль сохранял устаревший и уже недостаточно мощный нижневальный двигатель, унаследованный от предыдущих моделей "Москвичей", а также коробку передач с не синхронизированной первой скоростью.
До конца шестидесятых годов он пользовался хорошим спросом за границей, и более половины выпуска было экспортировано, в том числе - в развитые капиталистические страны, в частности, в 1965 году - около 45 % выпуска, в 1967 - около 51%, в 1969 - около 64% (последнее - с учетом модели "412").
В Скандинавии этот автомобиль продавался как Moskvich Carat, во Франции - как Moskvitch Elite 1360, в Англии (выпускалась специальная праворульная версия) - как Moskvich 408, в Германии - как Moskwitsch, в Финляндии - как Moskvitsh, Elite (двухфарный) и Elite de Luxe (четырёхфарный).
В Болгарии автомобиль собирался из советских машинокомплектов под обозначением Рила 1400. В Бельгии сборка осуществлялась фирмой Scaldia-Volga, продававшей автомобили во многих странах Западной Европы, причём иногда под собственной маркой - как Scaldia 408, Scaldia 1360, Scaldia 1400 или Scaldia Elita, причём часть автомобилей бельгийской сборки комплектовалась европейскими дизельными двигателями.
До 1969 года "Москвичи" моделей "408" и "412" сохраняли кузов образца 1964 года - с круглыми фарами и вертикальными задними фонарями. С 1967 года он претерпел некоторые конструктивные изменения, так как на часть автомобилей стали устанавливать двигатель модели "412", но сохранил внешнее оформление.
В 1969 году и на М-408, и на М-412 появился кузов нового образца, с прямоугольными фарами производства ГДР, горизонтальными прямоугольными задними фонарями с отдельными треугольными указателями поворотов и улучшенной пассивной безопасностью, после чего в обозначения обеих моделей были добавлены литеры "ИЭ", обозначающие соответствие европейским нормам пассивной безопасности ("И") и потенциальную возможность экспортирования ("Э").
"Москвич-408" стал первым советским автомобилем, который на полигоне НАМИ в Дмитрове подвергли лобовому удару о бетонный куб - краштесту.
Модификации
-
408 - базовый седан (с 1964).
-
408Б - с ручным управлением.
-
408И - специальный экспортный, соответствующий европейским нормам безопасности.
-
408ИЭ - так обозначали все поздние М-408 в кузове 412 (они изначально соответствовали европейским нормам и теоретически могли продаваться в Европе, что и обозначали буквы ИЭ).
-
408К - машинокомплект на экспорт.
-
408М - седан медслужбы.
-
408П - правый руль, рычаг КПП только напольный.
-
408Т - такси.
-
408У - учебный, с дополнительными педалями и нанесением цветографической схемы.
-
408Э - экспортные модификации. Часто (но не всегда) имели четырёхфарную облицовку радиатора, более мощный двигатель (55 л.с.), часто - улучшенную отделку салона.
-
408Ю- в тропическом исполнении.
-
"Москвич-408-Турист" - В 1964 году в опытном порядке были созданы два образца "Москвич-408-Турист", напоминающие популярные в те годы в Европе недорогие спортивные автомобили на базе серийных малолитражек. Это был двухдверный хардтоп-кабриолет со съёмным палстиковым верхом, форсированным двигателем с системой электронного впрыска топлива разработки ЦНИИТА, остеклением передних дверей без рамок и вместимостью 2+2; один из образцов имел алюминиевый кузов. В серию эта машина не пошла. Главной причиной стала полная загруженность конвейера выпуском базовой модели. Опытные экземпляры не сохранились.
- "Москвич-408-Пикап" - переделывались на заводе кустарными методами для внутренних нужд.
- 426 - базовый универсал (с 1967).
- 426М - универсал медслужбы.
- 426Т - универсал-такси.
- 426Э - экспортный универсал.
-
426К - универсал-машинокомплект.
-
426Ю - универсал в южном исполнении.
-
426И - специальный экспортный, соответствующий европейским нормам безопасности.
-
426ИЭ - аналогично 408ИЭ.
-
426П - праворульный универсал, выпущено немного.
-
433 - фургон (с 1966). Автомобиль "Москвич-433" имел цельные задние крылья и красивые гофрированные панели на месте окон. Первые варианты Москвича-433 имели глухую перегородку с маленьким круглым окошком между кабиной и грузовым отсеком. Позже верхнюю половину перегородки убрали, получился бортик высотой со спинку сидений. Теперь стало можно подобраться к поклаже и со стороны кабины. Багажная дверь состояла из двух половин: верхняя поднималась наверх, нижняя откидывалась вниз. Верхняя панель могла иметь стекло от универсала, или же вместо него ставилась гофрированная стальная панель.
Габаритные размеры "Москвич-408"
Технические характеристики "Москвич-408"
Тип кузова: | Седан |
Количество дверей: | 4 |
Количество мест: | 5 |
Длина автомобиля: | 4090 мм |
Ширина автомобиля: | 1550 мм |
Высота: | 1480 мм |
Колесная база: | 2400 мм |
Колея колес, передних/задних: | 1237/1277 мм |
Клиренс: | 173 мм |
Диаметр разворота: | 10.5 метров |
Допустимая полная масса: | 1330 кг |
Объем топливного бака: | 46 л |
Двигатель | |
Расположение двигателя: | Спереди, продольно |
Рабочий объем: | 1358 см? |
Число цилиндров: | 4 |
Расположение цилиндров: | Рядный |
Количество клапанов на цилиндр: | 2 |
Система питания: | Карбюратор |
Мощность: | 50 при 4750 л.с. при об/мин. |
Крутящий момент: | 92 при 2750 Н•м при об/мин. |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
Ход поршня, мм | 75 |
Степень сжатия | 7 |
Тип и марка топлива | Бензин АИ-80 |
Трансмиссия | |
Тип привода: | Задний |
Число ступеней коробки передач | 4-х ступенчатая |
Тип коробки: | МКПП |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска: | Двойной поперечный рычаг |
Задняя подвеска: | Рессора |
Тормоза передние: | Барабанные |
Тормоза задние: | Барабанные |
Динамические характеристики | |
Разгон с места до 100 км/ч: | 33.0 с |
Максимальная скорость: | 120 км/ч |