"Москвич-Г4"
"Москвич-Г4" - гоночный заднемоторный одноместный автомобиль конструкции Игоря Александровича Гладилина и Льва Михайловича Шугурова. В гонках дебютировал в 1963 году. Изначально автомобиль проектировался для национальной формулы "Юниор" (обозначение в конструкторской документации – "Юниор-2"), но впоследствии участвовал в основном в гонках национальной формулы 1.
Игорь Александрович Гладилин и Лев Михайлович Шугуров
Работы по проектированию модели "Москвич-Г4" начались в 1962 году, а первые испытания готового автомобиля прошли в апреле 1963 г. В конце того же года были построены еще два экземпляра этой модели.
Шасси автомобиля представляло собой лонжеронную раму из стальных труб диаметром 27 мм с алюминиевыми кузовными панелями. Ширина рамы составляла всего 680 мм. Расположение гонщика было полулежачее. Двигатель располагался в задней части автомобиля. Два бензобака по 50 литров размещались вдоль бортов.
"Москвич-Г4" был сконструирован с использованием как серийных, так и экспериментальных узлов и агрегатов, созданных на заводе. Тормозная система а также некоторые детали передней подвески были взяты от серийного "Москвича-407". Первоначально автомобиль был оснащен тем же двигателем, что и "Москвич-Г3" в модификации 1962 г.: "Москвич-407" с поршнями с выпуклыми днищами, гоночным распредвалом, четырьмя карбюраторами и горизонтальным распределителем зажигания.
"Москвич-Г4" стал первым автомобилем МЗМА с независимой пружинной, на двойных вильчатых рычагах, подвеской всех колес, реечным рулевым управлением и специально разработанной четырехступенчатой коробкой передач с тремя рабочими валами.
В 1965 г. все три автомобиля были оснащены двигателями "Москвич-408" с двумя сдвоенными карбюраторами "Weber-40DCO" и новыми распределительными валами, выпускными системами новой конструкции. Модернизированные двигатели выдавали 81 л.с. Были установленны колеса уменьшенного размера (5,50-13" впереди и 6,50-13" сзади, вместо 15"). Данная модификация получила обозначение "Москвич-Г4А". Зимой 1965-1966 гг. один "Москвич-Г4А" получил повреждения во время ипподромных гонок и в следующих трех сезонах в соревнованиях не использовался. На первое шасси в 1966 г. был установлен опытный образец двигателя "Москвич-412" мощностью 92 л. с. (модификация "Москвич-Г4М").
В 1967-1968 гг., по-видимому, оба находившихся в эксплуатации автомобиля подвергались заменам двигателей с "М-408" на "М-412" и наоборот в зависимости от класса, в котором они стартовали: формула 5 требовала применения двигателей с нижним расположением распределительного вала, а формула 1 допускала его расположение в головке блока цилиндров. В конце 1968 г. узлы и агрегаты двух экземпляров "Москвич-Г4М" были использованы при постройке автомобилей новой модели "Москвич-Г5".
Третий "Москвич-Г4М" продолжал использоваться в гонках по 1972 г. включительно. В ходе сезона 1969 г. он был оснащен гоночным двигателем "Москвич-412-2В" и новой пятиступенчатой коробкой передач.
В общей сложности в 1963-1972 гг. на автомобилях "Москвич-Г4" во всех их модификациях были выиграны три золотые (Ю. Чвиров, 1963; Виктор Алексеевич Щавелев, 1965; В. Бубнов, 1966), три серебряные (Вадим Борисович Ржечицкий, 1964 и 1965; Н. Казаков, 1972) и две бронзовые (Владимир Бубнов, 1965; Н. Шевченко, 1969) медали.
Технические характеристики "Москвич-Г4"
"Москвич-Г4" (1963) |
"Москвич-Г4А" (1965) |
"Москвич-Г4М" (1966) |
"Москвич-Г4М" (1969) |
|
Масса, кг: | ||||
|
512 |
- |
- |
- |
|
550 |
550 |
580 |
580 |
|
620 |
- |
- |
- |
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
180 |
190 |
190 |
Двигатель: | ||||
Марка и модель | "Москвич-407" |
"Москвич-408" |
"Москвич-412" |
"Москвич-412-2В" |
Компоновка | рядный |
рядный |
рядный |
рядный |
Число цилиндров | 4 |
4 |
4 |
4 |
Число тактов | 4 |
4 |
4 |
4 |
Клапанный механизм | OHV |
OHV |
OHC |
DOHC |
Диаметр цилиндра, мм | 76 |
76 |
82 |
82 |
Ход поршня, мм | 75 |
75 |
70 |
70 |
Рабочий объем, см3 | 1358 |
1358 |
1478 |
1478 |
Степень сжатия | 9,5 |
9,5 |
9,2 |
9,4 |
Мощность, л. с. (при об/мин) | 76 (5500) |
81 (5600) |
92 (5900) |
100 (5800) |
Расположение | заднее |
заднее |
заднее |
заднее |
Марка и модель карбюратора | "Ленкарз -К-99М" |
"Weber-40DCO" |
"Weber-40DCO" |
"Weber-40DCO" |
Число карбюраторов | 4 |
2 |
2 |
2 |
Число передач | 4 |
4 |
4 |
5 |
Шасси | трубчатая пространственная рама |
трубчатая пространственная рама |
трубчатая пространственная рама |
трубчатая пространственная рама |
Габариты, мм: | ||||
|
1250 |
1250 |
1250 |
1280 |
|
1260 |
1260 |
1260 |
- |
|
2350 |
2350 |
2350 |
2350 |
Тип передних тормозов | барабанные |
барабанные |
барабанные |
барабанные |
Тип задних тормозов | барабанные |
барабанные |
барабанные |
барабанные |
Передние шины | 5,60-15" |
5,50-13" |
5,50-13" |
5,50-13" |
Задние шины | 5,60-15" |
6,50-13" |
6,50-13" |
6,50-13" |
Передняя подвеска | независимая, пружинная |
независимая, пружинная |
независимая, пружинная |
независимая, пружинная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная |
независимая, пружинная |
независимая, пружинная |
независимая, пружинная |
Объем топливного бака, л | 50 |
50 |
50 |
50 |