"Москвич-Г4"

"Москвич-Г4". Фото

"Москвич-Г4" - гоночный заднемоторный одноместный автомобиль конструкции Игоря Александровича Гладилина и Льва Михайловича Шугурова. В гонках дебютировал в 1963 году. Изначально автомобиль проектировался для национальной формулы "Юниор" (обозначение в конструкторской документации – "Юниор-2"), но впоследствии участвовал в основном в гонках национальной формулы 1.

Игорь Александрович Гладилин. ФотоЛев Михайлович Шугуров

Игорь Александрович Гладилин и Лев Михайлович Шугуров

Работы по проектированию модели "Москвич-Г4" начались в 1962 году, а первые испытания готового автомобиля прошли в апреле 1963 г. В конце того же года были построены еще два экземпляра этой модели.

Шасси автомобиля представляло собой лонжеронную раму из стальных труб диаметром 27 мм с алюминиевыми кузовными панелями. Ширина рамы составляла всего 680 мм. Расположение гонщика было полулежачее. Двигатель располагался в задней части автомобиля. Два бензобака по 50 литров размещались вдоль бортов.

"Москвич-Г4" был сконструирован с использованием как серийных, так и экспериментальных узлов и агрегатов, созданных на заводе. Тормозная система а также некоторые детали передней подвески были взяты от серийного "Москвича-407". Первоначально автомобиль был оснащен тем же двигателем, что и "Москвич-Г3" в модификации 1962 г.: "Москвич-407" с поршнями с выпуклыми днищами, гоночным распредвалом, четырьмя карбюраторами и горизонтальным распределителем зажигания.

"Москвич-Г4" стал первым автомобилем МЗМА с независимой пружинной, на двойных вильчатых рычагах, подвеской всех колес, реечным рулевым управлением и специально разработанной четырехступенчатой коробкой передач с тремя рабочими валами.

Москвич-Г4. Фото

В 1965 г. все три автомобиля были оснащены двигателями "Москвич-408" с двумя сдвоенными карбюраторами "Weber-40DCO" и новыми распределительными валами, выпускными системами новой конструкции. Модернизированные двигатели выдавали 81 л.с. Были установленны колеса уменьшенного размера (5,50-13" впереди и 6,50-13" сзади, вместо 15"). Данная модификация получила обозначение "Москвич-Г4А". Зимой 1965-1966 гг. один "Москвич-Г4А" получил повреждения во время ипподромных гонок и в следующих трех сезонах в соревнованиях не использовался. На первое шасси в 1966 г. был установлен опытный образец двигателя "Москвич-412" мощностью 92 л. с. (модификация "Москвич-Г4М").

В 1967-1968 гг., по-видимому, оба находившихся в эксплуатации автомобиля подвергались заменам двигателей с "М-408" на "М-412" и наоборот в зависимости от класса, в котором они стартовали: формула 5 требовала применения двигателей с нижним расположением распределительного вала, а формула 1 допускала его расположение в головке блока цилиндров. В конце 1968 г. узлы и агрегаты двух экземпляров "Москвич-Г4М" были использованы при постройке автомобилей новой модели "Москвич-Г5".

Третий "Москвич-Г4М" продолжал использоваться в гонках по 1972 г. включительно. В ходе сезона 1969 г. он был оснащен гоночным двигателем "Москвич-412-2В" и новой пятиступенчатой коробкой передач.

В общей сложности в 1963-1972 гг. на автомобилях "Москвич-Г4" во всех их модификациях были выиграны три золотые (Ю. Чвиров, 1963; Виктор Алексеевич Щавелев, 1965; В. Бубнов, 1966), три серебряные (Вадим Борисович Ржечицкий, 1964 и 1965; Н. Казаков, 1972) и две бронзовые (Владимир Бубнов, 1965; Н. Шевченко, 1969) медали.

Москвич-Г4. Фото

Технические характеристики "Москвич-Г4"

 
"Москвич-Г4" (1963)
"Москвич-Г4А" (1965)
"Москвич-Г4М" (1966)
"Москвич-Г4М" (1969)
Масса, кг: 

сухая

512
-
-
-

снаряженная

550
550
580
580

полная

620
-
-
-
Максимальная скорость, км/ч
180
180
190
190
Двигатель:
Марка и модель
"Москвич-407"
"Москвич-408"
"Москвич-412"
"Москвич-412-2В"
Компоновка
рядный
рядный
рядный
рядный
Число цилиндров
4
4
4
4
Число тактов
4
4
4
4
Клапанный механизм
OHV
OHV
OHC
DOHC
Диаметр цилиндра, мм
76
76
82
82
Ход поршня, мм
75
75
70
70
Рабочий объем, см3
1358
1358
1478
1478
Степень сжатия
9,5
9,5
9,2
9,4
Мощность, л. с. (при об/мин)
76 (5500)
81 (5600)
92 (5900)
100 (5800)
Расположение
заднее
заднее
заднее
заднее
Марка и модель карбюратора
"Ленкарз -К-99М"
"Weber-40DCO"
"Weber-40DCO"
"Weber-40DCO"
Число карбюраторов
4
2
2
2
Число передач
4
4
4
5
Шасси
трубчатая пространственная рама
трубчатая пространственная рама
трубчатая пространственная рама
трубчатая пространственная рама
Габариты, мм:

Колея передних колес, мм

1250
1250
1250
1280

Колея задних колес, мм

1260
1260
1260
-

База, мм

2350
2350
2350
2350
Тип передних тормозов
барабанные
барабанные
барабанные
барабанные
Тип задних тормозов
барабанные
барабанные
барабанные
барабанные
Передние шины
5,60-15"
5,50-13"
5,50-13"
5,50-13"
Задние шины
5,60-15"
6,50-13"
6,50-13"
6,50-13"
Передняя подвеска
независимая, пружинная
независимая, пружинная
независимая, пружинная
независимая, пружинная
Задняя подвеска
независимая, пружинная
независимая, пружинная
независимая, пружинная
независимая, пружинная
Объем топливного бака, л
50
50
50
50